В это верилось с трудом: из школьной программы по литературе собрались убрать классиков. Гоголя, например. Взамен предлагали вводить произведения современных писателей. Этим попыткам решительно воспротивился президент страны Владимир Путин. Вслед за президентом министр образования опроверг «литературные новации», назвав все слухами. Но педагоги Ростова и области свидетельствуют: изменения в программе по литературе — уже реальность школьной жизни…
Фото/Видео: Алексей Захаров
Как шагреневая кожа
Пять уроков вместо двенадцати на пушкинскую «Капитанскую дочку», «Горе от ума» в один учебный час. Басни Крылова о вороне и лисице и «Волк на псарне» исчезли школьная программа уплотнилась до предела, считает учитель русского языка и литературы шахтинской школы № 21 Ольга Мосолова.
Учебное заведение, в котором работает Ольга, использует программу по литературе,
Программа основывается на образовательном стандарте. Тот, в свою очередь, разделяет учебную литературу на обязательную для изучения, книги для обзорного и внеклассного чтения.
Программа по литературе не статична. Она меняется со временем, и, наверное, это процесс естественный. Требования современных школьников совершенно иные, чем у их сверстников лет двадцать назад. К примеру, многие подростки запоем читают Брэдбери, которого ввели в обязательную школьную программу, и засыпают, когда на уроках проходят «Детство. Отрочество. Юность» Толстого. Педагоги констатируют и совсем печальное явление: дети читают только на уроках! В свободное от учебы время руки до книг у них не доходят.
Сегодня детей, читающих и любящих читать, не так уж и много. У многих школьников даже нет домашних библиотек, говорит учитель русского языка и литературы батайской школы № 5 им. Гагарина Елена Попова. Они видят книги только благодаря урокам литературы. Учить читать нужно на классических образцах. Произведения классиков учат думать.
А если задуманные изменения в школьной программе произойдут, через полвека нынешние дети, став взрослыми, просто забудут, кто такие Гоголь и Пушкин
Учение или мучение?
Попытки вернуть стране статус читающей державы принимают порой весьма экзотические формы. Так, например, некоторым школам Ростовской области предлагается поучаствовать в конкурсе «Чтение под одеялом». Суть задачи в следующем: участникам нужно прочитать на русском языке отрывок из любого выбранного ими прозаического произведения под одеялом и снять свое выступление на видео. Затем выложить на You Tube. Путем открытого голосования выберут победителей.
Это тот случай, когда форма, кажется, побеждает содержание. Современным тинейджерам затея кажется веселой, но несерьезной.
А с содержанием школьной программы по литературе проблемы серьезные. Начинаются они уже с начальной школы.
В младших классах литературы нет, рассказывает кандидат филологических наук Любава Горницкая. Зато есть предмет под названием «Литературное чтение». Его задача привить интерес к книгам. Но детям читать неинтересно. На мой взгляд, много в этом предмете уродливых перегибов в сторону наукообразия. В учебнике по литературе для второго класса чисто
Сто обязательных для внеклассного чтения?
Одна из бурно обсуждаемых инициатив, касающаяся школьной программы по литературе, сотня книг, которые нужно прочесть школьнику. Педагоги, которые видели список, считают, что это первая ласточка введения платного образования.
Все дело в том, что по новым стандартам, говорят учителя, обязательное время для изучения литературы сводится к минимуму час в неделю для старшеклассников. Некоторые горячие головы предлагают и вовсе объединить литературу и русский язык в один предмет. Последнего, скорее всего, не случится. А вот сокращение обязательного минимума для литературы уже реальность. Все, что окажется за пределами минимума, уже за родительский счет. Полностью платным образование, конечно, не будет президент обещал. Но что выпадет за рамки стандарта? И какова задача курса литературы в принципе? Судя по всему, единого мнения на этот счет не существует как у педагогов, так и у чиновников.
Порой кажется, что министерство само не решило, чего хочет от школьного курса литературы, считает Любава Горницкая. Что для них важнее: эстетика (литература как искусство) или этика (литература как средство воспитания)? Итоговая аттестация выпускников (ЕГЭ, ГИА) апеллирует к эстетике. Многие тенденции и подходы школьной программы к этике. Причем понимается она довольно своеобразно. Возникла идея создать методические указания для изучения курса литературы. В них будет указано на правильность или неправильность поведения героев.
С преподаванием литературы в школе у нас просто беда. И, кажется, пытаясь ее победить, мы делаем только хуже