Празднование Дня российской науки для ученых Ростовского государственного университета путей сообщения было особенным.
Фото/Видео: Александр Голубничий
Оно совпало с началом XXII Олимпийских игр в Сочи. Причем здесь Олимпиада?
— В олимпийском году нам есть чем гордиться, Празднование Дня российской науки для ученых Ростовского государственного университета путей сообщения было особенным. говорит ректор РГУПСа Владимир Верескун. — Наши ученые провели изыскательские работы на всем протяжении участков перспективного и планируемого строительства олимпийских объектов, были разработаны и математически просчитаны системы укрепления дельты реки Мзымта с учетом проектирования совмещенной автодороги Адлер — Красная Поляна. Наиболее серьезная работа выполнена нашими учеными – «система управления движения поездов на участке Туапсе — Сочи — Адлер — Красная Поляна».
Кстати, эта система вызвала живой интерес у посетителей выставки, открывшейся в вузе ко Дню российской науки. У разработки богатая история».
— Впервые в железнодорожной практике первая модель этой «системы была создана нами еще в СССР, — рассказывает доктор технических наук, профессор завкафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Игорь Долгий. — Современная по своим функциям система заметно отличается от той, что была разработана первоначально. Но для четверть вековой давности она была революционной. И была широко внедрена в России, Казахстане, Украине. Но мы на этом не останавливались и продолжали ее совершенствовать.
— То есть, она не новая, спрашиваю Игоря Давидовича.
— Скажем так, были утюги, которые нагревали на печке, а сегодня есть более удобные утюги... Вот примерно такое же сравнение. Можно сказать, мы перенесли идеологические принципы из созданной нами первой системы в новую.
Не случайно когда руководство РЖД формировало техническое задание на проектирование железнодорожных олимпийских объектов из всех претендентов выбрало РГУПС. Теперь движение поездов от Туапсе до Адлера осуществляется под управлением системы диспетчерской централизации, разработанной учеными университета. Используя современные средства вычислительной техники и программное обеспечение, они создали так называемый черный ящик, который протоколирует или, проще говоря, «считывает» и откладывает в «памяти» все события, включая время, движение поезда, действия диспетчеров, неисправности, которые происходят на том или ином участке железной дороги.
— Под контролем нашей системы находятся десятки станций и перегонов, — говорит Игорь Давидович. — То есть любое перемещение, срабатывание светофора, перевод стрелки по маршруту на станции — все эти действия контролируются и управляются поездным диспетчером.
С помощью специальной клавиатуры диспетчер посылает команду в систему, которая ее анализирует на корректность, проверяет, нет ли каких–либо оплошностей, неправильных действий со стороны диспетчера. Прежде чем передать команду к исполнению, любое его действие проходит автоматический контроль. Если система все–таки обнаруживает погрешность, она указывает причину, из–за которой отвергла команду диспетчера. Более того, любое ошибочное действие фиксируется в протоколе работы системы, что является основанием для «разбора полетов» человека, качества работы самой системы, наличия сбоя в ее работе. Все эти параметры являются объективной картиной для анализа руководителями, специалистами какой–либо ситуации, отказа в системе. Кроме того, она информационно поддерживает безопасность железнодорожного движения.
Для ученых новой была задача управления поездами от Адлера до олимпийских объектов — это 48 км пути в гору. Чтобы на этом участке поезда могли разъезжаться, были созданы так называемые боковые пути, также находящиеся под управлением созданной ими системы. Особенность заключалась в том, что на этом участке огромная интенсивность движения поездов – порядка шести минут попутного следования.
— То есть электропоезда уходят один за другим с интервалом в шесть минут и с таким же интервалом идут навстречу друг другу, — объясняет Игорь Давидович. — Любой сбой — движение посыплется как домино. Нужно было минимизировать все временные потери в технических системах. И с этой задачей мы справились.
Также была проведена работа по организации двух диспетчерских центров — в Адлере и Ростове. Сейчас в Адлере на горном участке управляют три диспетчера. Система очень гибкая. Ее можно наращивать, сокращать, ничего кардинально не меняя. После зимней олимпиады на железнодорожном участке Туапсе — Сочи — Адлер система будет работать, как и сейчас, когда проходят Олимпийские игры. Останется диспетчерское обеспечение и на участке от Адлера до горного курорта Альпики–Сервис. Так что если летом вы соберетесь на отдых в горный курорт, можете, как говорится, на себе проверить работу диспетчерской системы, разработанной в РГУПС.
А ученых, достигших успехов в своей деятельности, в вузе немало. Более того, на протяжении многих десятков лет университет является лидером в регионе по объемам хоздоговорных научно–исследовательских работ. Это работы, которые в течение года–двух имеют практическое применение. Ученые вуза достаточно активно работают в сфере решения региональных транспортных задач и стратегий, в том числе вопросов теоретической, фундаментальной науки, выигрывают гранты Президента РФ, Российского фонда фундаментальных исследований. На торжественном собрании, посвященном Дню российской науки, ректором университета были вручены заслуженные награды лучшим научным руководителям, коллективам, ученым.