В детстве я слышала разговоры о том, что хрусталь, модный в те годы, порой взрывался. Вот стоит хрустальная ваза и вдруг раз — и рассыпалась.
В тот день я заварила в своей сапфировой кофе с молоком. Я проделывала это в ней уже сто раз. Только допила кофе, как в комнате зазвонил телефон и, оставив пустую кружку на кухонном столе, я вышла, чтобы ответить на звонок. О таких житейских мелочах и упоминать бы не стоило, если бы не то, что случилось потом.
Едва завершился телефонный разговор, а был он недолгим, как в кухне что-то громко цокнуло. Вернувшись, я увидела на столе несколько крупных темно-синих осколков и в радиусе больше полуметра — сверкающие в солнечных лучах «сапфировые» брызги.
Моя кружка явно взорвалась. Все остальные вещи пребывали на своих местах в прежнем порядке, так же лилась музыка из радиоприемника, а ветер, врывавшийся в открытую форточку, так же играл с занавеской. Разве что в кухне появилась непрошеная гостья — муха. Но не муха же стала причиной этого происшествия?.. Я терялась в догадках. Вот так и начинается вера в барабашек и разный там полтергейст!
Соблазнительно было свалить вину за рассыпавшуюся на осколки кружку на те незримые сущности, которые, как утверждают знатоки оккультных наук, своевольно поселяются в наших квартирах и время от времени безобразничают, но я предпочла обратиться за разъяснением этой ситуации не к экстрасенсам, а к физикам. Прокомментировать ее согласился старший преподаватель кафедры физики наносистем и спектроскопии ЮФУ Александр Гуда.
— Посуда или другие изделия из цветного стекла, так же как и из хрусталя, действительно, под влиянием ряда внешних факторов может трескаться с той или иной силой, распадаясь на осколки, — сказал он и добавил, что речь о тех изделиях, при производстве которых было допущено какое-то нарушение технологического процесса, даже минимальное.
Выходит, кружка из простого и бесцветного стекла безопаснее и не стоит гоняться за красотой?.. Но почему такое различие и что это все же за факторы, из-за которых моя «сапфировая», одиноко стоявшая на столе, взорвалась?
Прежде чем ответить на эти вопросы, Александр Гуда предложил представить картину того, как рождается стеклянное изделие. В общих чертах она такова: мелкозернистую массу, основу которой составляет тщательно просеянный песок, расплавляют до нужной кондиции. Получается вязкая аморфная масса, которой и придают необходимую форму: кружки, фужера, вазы, плафона и т. д. Потом эти будущие кружки, фужеры, вазы и т. д. остужают, чтобы вязкость массы увеличилась и, застыв, она бы превратилась в то вещество, которое мы и называем стеклом.
Охлаждение должно быть медленным и равномерным. Стоит чуть-чуть нарушить какое-то из этих условий, и у стеклянного изделия появляется внутреннее напряжение, которое в дальнейшем, усилившись, однажды может дойти до критической точки.
Хрусталь и цветное стекло в сравнении со стеклом обычным потенциально более «взрывоопасным» делает содержание используемых при их производстве примесей. Ведь чтобы получить хрусталь, в расплавленную массу кварцевого песка добавляют окись свинца, которая и придает хрусталю его неповторимую прозрачность и музыкальность. Цвет стекло приобретает благодаря другим примесям химических веществ, которые в результате делают его похожим на рубин, сапфир или топаз, молочным, дымчатым и т. д.
К сожалению, все эти примеси, увеличивающие красоту стекла, способны увеличивать и внутренние напряжения в нем.
Можно ли определить это напряжение на глаз? Исключено, если даже глаз как алмаз. Это определяется только в лаборатории с помощью специальных оптических приборов. Порой покупатели с подозрением разглядывают пузырьки внутри стеклянных изделий, но это зря. Такие пузырьки, как поясняет Александр Гуда, с внутренним напряжением стекла никоим образом не связаны.
А какие же обстоятельства могут превратить неидеальную в технологическом смысле стеклянную кружку (или другое изделие из цветного стекла и хрусталя) во взрывоопасный предмет? К примеру, звуковые вибрации. Движение воздуха, включая банальный сквозняк. Резкий перепад температур - так что не стоит вешать стеклянную кружку на стойку, которая расположена рядом с газовой плитой. Вообще рядом с плитой стеклянной кружке не место.
Катализатором «экстремистского» поведения стеклянных изделий могут стать даже солнечные лучи.
В этой связи Александр Гуда заметил, что прежняя традиция хранить посуду из стекла и хрусталя в сервантах, буфетах, «хельгах» и прочих шкафах с закрывающимися дверцами, была, с точки зрения физики, более целесообразной, нежели нынешнее модное стремление к открытым полкам. Ведь дверцы в некоторой степени защищали стекло и хрусталь от всех этих неблагоприятных для них факторов.
Рискованно покупать изделия из цветного стекла и хрусталя неизвестного производства, тем более у случайных продавцов. Хотя всяко бывает: я вот ту «сапфировую» кружку покупала в магазине, и была она, как свидетельствовала наклейка, известной фирмы с хорошей репутацией...