Молодые ученые ЮФУ встретили вице-премьера Аркадия Дворковича выставкой перспективных научных проектов
Фото/Видео: Марина Каминская
Свой родной город Таганрог заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович посетил в рамках рабочей поездки. Прежде чем познакомиться с этой выставкой, провел в формате «вопрос-ответ» встречу со студентами Инженерно-технологической академии ЮФУ. В ней также участвовали губернатор Ростовской области Василий Голубев и ректор ЮФУ Марина Боровская.
Значительная часть вопросов оказалась связана с движением, перемещением как в переносном смысле (к примеру, во времени – это когда речь зашла о профессиях будущего), так и буквально. Уже самый первый студенческий вопрос был о транспорте. О привычных уже для жителей развитых европейских стран (в частности, нашей соседки – Финляндии), но экзотических пока для россиян электромобилях. Скоро ли войдут они и в нашу жизнь?
– У нас есть проект стратегического развития автомобильной промышленности, один из его разделов посвящен электромобилям, – сказал Дворкович, но сразу же обозначил обстоятельства, ввиду которых в ближайшие лет пять ожидать широкого распространения электромобилей не приходится. Это, с одной стороны, более низкий в сравнении с западноевропейским уровень доходов нашего населения, а с другой – высокая стоимость зарядных устройств для личных электромобилей.
Однако с общественным транспортом такого типа – совсем иная история. Дворкович сообщил, что как раз только что обсуждал с губернатором Ростовской области Василием Голубевым идею перехода от троллейбусов к электробусам: «Москва постепенно переходит на электробусы. Возможно, что и в Ростовской области это в недалеком будущем произойдет».
К зарубежному опыту обратился и студент, заметивший, что в странах Западной Европы сегодня скорее уже редкость человек, который в одном и том же вузе оканчивал и бакалавриат, и магистратуру, и аспирантуру. Там студенты в поисках преподавателей, кафедр, лабораторий, благодаря которым могут максимально раскрыть свой потенциал, без проблем переезжают из города в город и даже в другие страны.
Но у нас такие повороты в судьбе многим не по средствам. Предполагается ли поддерживать материально данную охоту к перемене вузов?
По мнению вице-премьера, тут должно быть и встречное движение: вузы должны стараться заполучить лучших студентов. А главная проблема – это даже не переезд, а обустройство студента или аспиранта на новом месте. Сегодня в России ежегодно вводятся в эксплуатацию всего два-три общежития для студентов и аспирантов. Это крайне мало.
Спросили и о возмещении материальных затрат тем студентам, которые ездят в другие города для участия в научных конференциях.
– Этот вопрос поднимался председателем правительства, Минфин пообещал выделить деньги на эти цели, но не выделил. Будем требовать с Минфина, – пообещал теперь уже Аркадий Дворкович.
Одна из участниц встречи высказала тревогу в связи с тем, что многие производственные профессии потеряли для молодежи привлекательность, а одним из самых привлекательных занятий многие называют сегодня… блогерство. Что же будет с профессиями, рынком труда в будущем?
– Не сомневаюсь, что рынок труда будет предоставлять возможности для тех, кто умеет, хочет и любит работать, – ответил Дворкович. Что же до ряда модных увлечений, то тут вице-премьеру вспомнилось известное изречение о том, что капитализм преуспел в создании бессмысленных профессий…
По мнению Дворковича, в будущем много людей будет занято в сферах создания индивидуализированных услуг и индивидуализированных продуктов. Но это не значит, что не нужны будут квалифицированные кадры на производстве и что всех там заменят роботизированные линии и устройства.
Выставка, которая развернулась в рекреационной зоне одного из корпусов Таганрогской инженерно-технологической академии, продемонстрировала, что людей, которые хотят и любят работать, у нас немало, а потенциал молодых ученых Дона высок. В ее каталоге (она позиционируется как выставка «в интересах Национальной технологической инициативы») – проекты и для «гражданки», и для «оборонки». К примеру, устройство для противорадиолокационной маскировки объектов. Или – интеллектуальная система обработки информации, получаемой с подвижных видеокамер и телевизоров для поиска и идентификации воздушных, наземных и наводных объектов.
Вообще слово «интеллектуальный» звучит здесь почти у каждого стенда. Молодой ученый Александр Горбунов демонстрирует вице-премьеру интеллектуальную систему учета расхода холодной и горячей воды, а также энергоресурсов как промышленными предприятиями, так и индивидуальными потребителями – жильцами обычных домов. От нынешних счетчиков эти приборы отличаются большей точностью. Эти, как утверждает Александр, не обманешь с помощью разных хитроумных способов, на которые горазд наш народ, не притормозишь.
Большой интерес посетителей выставки вызвал аппаратно-программный комплекс «Умный дорожный знак», разработанный в студенческом конструкторском бюро «КИТ». Это – стандартных размеров (700х700) панель, покрытая светоотражающей пленкой. Появляющиеся на ней цифры показывают водителям автотранспорта рекомендуемую в зависимости от погодных условий безопасную скорость движения.
Авторы проекта Дмитрий Елькин и Вячеслав Лапшин поясняют:
– Подобные комплексы уже существуют, но они связаны с дорожными метеостанциями, которые имеют высокую стоимость. Это влияет на цену всей системы. Мы же интегрируем основные сенсоры непосредственно в корпус нашего дорожного знака, и, следовательно, значительно удешевляем проект.
Ведутся переговоры об установке в Таганроге или неподалеку от него опытного образца для работы в тестовом режиме. Если испытания пройдут успешно, то на разных участках дорог Ростовской области такие «Умные дорожные знаки» могут появиться уже в будущем году.