Образование и наука / №383 от 23 Ноября 2018 г.

Мы все здесь – вечные студенты


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Корреспондент Александр Сидоров

Праздник, который всегда со мной

Студент Саша СИДОРОВ. 1974 год.

Радостные «мученики науки»

Знаменательных дат и юбилеев у нас в стране, а тем паче в мире – пруд пруди. Для пытливого ума повод выпить найдётся всегда. Вот, к примеру, с предыдущей пятницы по эту можно было поднять стопку, рюмку, бокал и прочие сосуды за –

16 ноября – Всероссийский день проектировщика, Международный день толерантности;

17 ноября – День участковых уполномоченных полиции, День черной кошки, Международный день студентов;

18 ноября – День рождения Деда Мороза; 

19 ноября – Международный мужской день, День ракетных войск и артиллерии, День работника стекольной промышленности;

20 ноября – Всемирный день ребенка, а заодно – 160 лет со дня рождения шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, первой женщины – лауреата Нобелевской премии по литературе, автора книги о путешествии Нильса с дикими гусями, ставшей почти русской народной сказкой;

21 ноября – Всемирный день телевидения, День работника налоговых органов РФ, День бухгалтера в России, Всемирный день иммигранта, Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий;

22 ноября – День психолога в России, День сыновей;

23 ноября 2018 года – 110 лет со дня рождения Николая Носова, автора культовой советской трилогии о коротышке Незнайке…

Не жизнь, а сплошной праздник!

Но я отметил из всего списка только один – Международный день студентов. Далеко не все читатели моих опусов учились в вузах, и потому им может показаться, что день студентов – не про них. Ошибаетесь. Есть у нашего земляка Антона Павловича Чехова грустная комедия «Вишневый сад», где одно из действующих лиц – «вечный студент» Петя Трофимов. Так вот, все мы с вами – вечные студенты, а жизнь – наш вечный университет. Когда человеку перевалило за 60, годы своей студенческой молодости он всегда вспоминает с лёгкой печалью. И в то же время – со светлой радостью. 

Тогда, в далёком уже 1976-м, вышел потрясающий альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», и вся страна (студенты, рабочие, колхозники) запела знаменитую:


Во французской стороне,

На чужой планете,

Предстоит учиться мне

В университете.


До чего тоскую я – 

Не сказать словами,

Плачьте, милые друзья,

Горькими слезами.


На прощание пожмём

Мы друг другу руки,

И покинет отчий дом

Мученик науки…


На самом деле никто из нас, в отличие от средневекового автора песни – блуждающего школяра (ваганта), плакать не собирался. Это была великая радость – поступить в «универ», ставший на всю жизнь нашей альма матер.


От сессии до сессии живут студенты весело

В «универе» воздух свободы полыхнул нам в лицо с первых дней учёбы. В этом мне признавались многие сокурсники и ребята с других факультетов. Школа была всё-таки несколько казарменным учреждением: строгое посещение уроков, обращение к ученикам на ты, фельдфебельский нрав некоторых преподавателей. Да, были любимые, замечательные учителя, но в целом школа давила на психику – кому слегка, кому изрядно. К тому же в отроческом возрасте силён феномен детской жестокости. Нередко слабых, беззащитных травили одноклассники (слегка или довольно жестоко). И многие ребята ждали прощания со «школьными годами чудесными» как освобождения из-под спуда.

В вузе дело обстояло иначе. К тебе с первых дней обращались на вы, общались как со взрослым человеком. Ты чувствовал уважительное отношение со стороны преподавателей. И был абсолютно свободен в своих поступках. Хочешь – иди на лекцию, семинар, коллоквиум, хочешь – махни рукой. Всё зависело от внутренней дисциплины и сознательности. Увы, с некоторыми такая вольность сыграла злую шутку. Уже на первом курсе у нас отчислили парочку студентов за неуспеваемость: ходи-не ходи, а сессию сдавать надо… Как пелось в известной песенке, 


От сессии до сессии 

Живут студенты весело,

А сессия – всего два раза в год.


И эти два раза надо было брать штурмом. Преподаватели, конечно, с неодобрением относились к студентам, регулярно пропускавшим их лекции. И спрашивали особо. Однако главным требованием было знание предмета. На первых курсах я считался прилежным студентом, но затем вольный ветер подхватил и меня. Помню, профессор Георгий Хазагеров, преподаватель русского языка, немилосердно гонял меня по всему материалу, поскольку я не ходил на многие его лекции. Но я неплохо подготовился и ответил на отлично. Так сказал сам профессор. И влепил мне четвёрку – впредь будет наукой… Увы, вскоре я снова наступил на те же грабли. Грета Эдуардовна Кучерова-Эйхе, прежде чем допустить прогульщика лекций по зарубежной журналистике к экзаменам, заставила меня написать за два дня курсовую работу на две тетради (даже ночью строчил). А затем гоняла на экзамене, как борзую по полям. Но всё же поставила «отлично» (женщина)…

Наши «преподы» – особая история. Многие из них мне вспоминаются в нимбе святых. Ольга Сергеевна Слезина, открывшая нам мир древнерусской литературы, – с её вечной папироской в зубах (не то «Беломор», не то «Север») и язвительной иронией. Алла Арсентьевна Кузнецова, проводник по древним Греции и Риму, волоокая, пышная, с томным, завораживающим голосом. Александр Иванович Станько, седоватый мэтр, мягкий и добродушный – он посвящал нас в историю русской журналистики. Нина Владимировна Забабурова, совсем молодая, слегка за тридцать, с изящным чувством юмора, специалист по зарубежной литературе, автор первого полного перевода «Романа о розе» Жана де Мёна. Саакян, Корнилов, Шибаева, Соколов – разве всех перечислишь… Они вели нас в новые миры, учили мыслить легко, свободно – и этим наслаждаться. Поклон вам земной, дорогие моему сердцу наставники и учителя.

Всем хорошим в себе я обязан вузу

Сейчас многие любят поговорить о репрессиях, кровавом КГБ, тоталитарном господстве компартии. Всё это действительно имело место. Правда, не совсем в тех масштабах, чтобы говорить о «чудовищном и мрачном советском прошлом». Как говорится в Библии: «и был вечер, и было утро». Что бы ни говорили об «октябрьском перевороте», зверствах и деспотизме большевиков, надо признать: «Мятеж не может кончиться удачей, В противном случае его зовут иначе». Маршак прав. Революция была потребностью народа, иначе её бы никто не поддержал. 

Даже сталинская эпоха – далеко не одни только репрессии. Я часто привожу статистику: уже в 1930-е годы в СССР действовали более 1300 вузов! Чтение стало насущной потребностью десятков миллионов человек, обречённых в царской империи на безграмотность или малограмотность. Как описывал Пастернак свою поездку в электричке (начало 1941-го): 


Рассевшись кучей, как в повозке, 

Во всем разнообразии поз, 

Читали дети и подростки, 

Как заведенные, взасос…


Заработали социальные лифты. Молодёжь из глубинки, из «медвежьих углов» пополняла ряды талантливых математиков, физиков, филологов, актёров, художников, писателей. А блистательный ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории, который дал стране и миру плеяду замечательных поэтов, писателей, мыслителей! И патриотов, многие из которых сложили головы в Великую Отечественную. 

СССР был страной студенчества, наша система образования считалась одной из лучших в мире. Это и я могу подтвердить. Когда группа студентов отделения журналистики филфака (в их числе и ваш покорный слуга) летом 1976 года побывала в Германии по обмену студентами с университетом Лейпцига, между нами и немецкими студиозусами состоялся примечательный разговор. Они поинтересовались, какие предметы мы изучаем. Пошло перечисление: античная, древнерусская, русская, советская, зарубежная литература, философия, логика, история религий, история отечественной и зарубежной журналистики, экономика… «А зачем? – изумились немцы. – Мы учим только предметы по специальности! То, что прямо связано с журналистикой». Мы удивились. Поскольку были убеждены: все названные предметы непосредственно связаны с журналистикой. Да, нам читали и специальные курсы: газетные жанры, литературное редактирование, практическая стилистика и прочее. Но считалось, что журналист обязан быть всесторонне образованным человеком. На то и университет, чтобы давать универсальные знания. И давали их щедро, не скупясь. Всем хорошим в себе я обязан книгам, сказал Максим Горький. Я добавлю – и своим студенческим годам, которые, по сути, вылепили из меня свободно мыслящего человека. 

Конечно, студенты бывают разные. Из некоторых вырастали негодяи, проходимцы, мошенники, приспособленцы. Как писал Юрий Левитанский:


Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.


И тут уже не спасут никакие университеты.



Ностальгия по пампасам

Шарахнул гром, понеслись отголоски,

И голуби – рраз! – разлетелись под крыши,

А кто-то красивый и очень плоский

Нам улыбнулся с киноафиши.


Он так хотел, чтобы мы забыли

Про наш

про письменный

про экзамен 

И всё глядел на нас голубыми

Глубокомасляными глазами.


Он мчался в прерии и пампасы,

В коня вонзая острые шпоры,

И нас манил в билетные кассы

Своею шляпой широкополой.


Ах сиу да кроу, ах стрелы и пули!

Признайся: с тобой сдержались едва мы –

Но, сердце скрепя, под дождём рванули

В библиотеку, а не в вигвамы.


К чему рассказывать всё подробно?

Ты лез из кожи, а я – тем паче.

Мы сдали экзамены бесподобно,

И мимо, мимо неслись апачи.


Как жаль, что с ними не по пути нам –

Эх, схватки жаркие на экранах!

Но нас тянуло к другим картинам:

Ты помнишь – Брейгель, Дюрер и Кранах…


Вали в кино, не шурши листами!

Но это было не по плечу нам,

И мы Макбета предпочитали

Потомку славного Инчу-Чуна.


Но, видно, не только кверху расти нам,

Вернулись на прежние мы орбиты.

Прости, Майн Рид, и Купер, прости нам,

Карл Май, на нас не таи обиды.


Примите блудных сынов в вигваме,

Оставьте место нам у костра вы,

Мы трубку мира раскурим с вами…

Мы были молоды. И неправы.
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Обсуждайте и предлагайте
Нам прислали несколько сообщений с одной темой: «Все предновогодние развлечения для детей могут стать слишком затратными для родителей. А как устроить...
«Мы в погонах уходим из детства...»
Завтра в Доме офицеров Ростовского-на-Дону гарнизона соберутся выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ разных лет.
Чтобы знали цену победы
«Шли бои местного значения» – так называется первый художественный фильм, снятый съемочной группой ДГТУ совместно с Ростовской региональной общественн...
Экскурсия во исполнение пункта 2
Солнечным ноябрьским днём ученики школы № 49 собрались на том самом месте, где в такое же время года два века назад стояли первые армянские поселенцы ...
Консенсус без стагнации
Лизинг, моббинг, мерчандайзер, троллинг, хакинг… В последнее время наш язык становится «полу-русско-английским»? Продолжаем обсуждать проблемы русског...