Образование и наука / №389 от 30 Ноября 2018 г.

Экскурсия во исполнение пункта 2


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Солнечным ноябрьским днём ученики школы № 49 собрались на том самом месте, где в такое же время года два века назад стояли первые армянские поселенцы из Крыма и слушали судьбоносный для них Указ Императрицы Всероссийской Екатерины Второй:

Один из победителей – ученик 5 «Б» класса Никита СИНИЦЫН.

«Для удобнейшего поселения вашего отвесть Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Димитрия Ростовского… По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана… Лета от Рождества Христова 1779 ноября 14 дня».

Так началась в ростовской школе неделя армянской культуры. Это часть единого замысла министерства образования Ростовской области, где бережно хранят высокий, екатерининский почти, слог официального документа: 

«Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента РФ по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 25.01.2016 г. минобразование РО совместно с региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ростовской области в рамках деятельности рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» реализует образовательный этнокультурный проект «150 культур Дона».

Из всех культур Дона на долю школы № 49 выпала армянская. Тема богатая, но сложная.

То самое место, где собрались школьники, – это подножие памятника Карлу Марксу на одноимённой площади в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. Почти сто лет район официально носит это имя, но ростовчане всё равно говорят – Нахичевань. 

А Карлу Марксу (памятнику) ростовские армяне и сегодня не могут простить, что тот потеснил с пьедестала фигуру Екатерины Второй,  и памятная надпись на пьедестале «Императрице Екатерине II благодарные армяне» исчезла.

Экскурсовод рассказывал. Школьники внимали ему с любопытством.

Поднимали головы к небу, чтобы полюбоваться, как блестит крест на куполе церкви Сурб Арутюн. 

Удивлялись пафосу старинных особняков, прагматично прикидывая: «Это ж сколько денег надо было иметь!» 

И, конечно, уже не забудут тот, увиденный в Музее русско-армянской дружбы необъятных размеров медный таз, в котором старинная армянская бабушка варила варенье шумной ораве своих внуков.

То есть, как и было задумано в методических разработках, учащиеся научились видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

Усвоение материала проверили викториной. Причём пятиклассники посрамили старших, собрав большую часть призов. 

Призы достались им в пакетах с гербом Нахичевани. Победители отнесут их домой, где пакеты долго ещё будут попадаться на глаза домашним и гостям. А им будут пояснять, что пчёлы на гербе – это трудолюбивые армяне. И в этом, согласитесь, важный фактор ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом.

Одна ученица выучила песню на незнакомом ей раньше армянском языке. Другая сложила стихи о русско-армянской дружбе. Обеим хлопали тепло и искренне, этим подтверждая развитие личностных качеств обучающихся средствами этнокультурного образования.

Исполненные этнокультурной компетенции школьники вернулись домой, в Кировский район. Многие пошли через Нахичевань пешком, продолжая разглядывать старинные армянские дома, что-то себе воображать и размахивать руками в рамках реализации этнокультурного проекта и во исполнение пункта № 2.

Короче, было весело и здорово!


Благодарности.

Школа № 49 благодарит исполнительного директора Ростовской региональной общественной организации «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Сергея Михайловича Саядова за то, что, не раздумывая, оплатил экскурсию и призы. 

Заведующую отделом Музея русско-армянской дружбы Маргариту Юрьевну Соколову за то, что она делает свою работу с удовольствием.

Сергей СИНЕОК, 
педагог дополнительного образования Ростовского-на-Дону
Дворца творчества детей и молодёжи


Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Чтобы знали цену победы
«Шли бои местного значения» – так называется первый художественный фильм, снятый съемочной группой ДГТУ совместно с Ростовской региональной общественн...
Консенсус без стагнации
Лизинг, моббинг, мерчандайзер, троллинг, хакинг… В последнее время наш язык становится «полу-русско-английским»? Продолжаем обсуждать проблемы русског...
Челлендж #ЕстьКонтактНВ
Задание прошлой недели: поделиться своими умениями с детьми и чему-то научиться у них. Отчет – перед вами. 
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас с...
В этом номере