Солнечным ноябрьским днём ученики школы № 49 собрались на том самом месте, где в такое же время года два века назад стояли первые армянские поселенцы из Крыма и слушали судьбоносный для них Указ Императрицы Всероссийской Екатерины Второй:

Один из победителей – ученик 5 «Б» класса Никита СИНИЦЫН.

«Для удобнейшего поселения вашего отвесть Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Димитрия Ростовского… По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана… Лета от Рождества Христова 1779 ноября 14 дня».

Так началась в ростовской школе неделя армянской культуры. Это часть единого замысла министерства образования Ростовской области, где бережно хранят высокий, екатерининский почти, слог официального документа: 

«Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента РФ по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 25.01.2016 г. минобразование РО совместно с региональным отделением Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ростовской области в рамках деятельности рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» реализует образовательный этнокультурный проект «150 культур Дона».

Из всех культур Дона на долю школы № 49 выпала армянская. Тема богатая, но сложная.

То самое место, где собрались школьники, – это подножие памятника Карлу Марксу на одноимённой площади в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. Почти сто лет район официально носит это имя, но ростовчане всё равно говорят – Нахичевань. 

А Карлу Марксу (памятнику) ростовские армяне и сегодня не могут простить, что тот потеснил с пьедестала фигуру Екатерины Второй,  и памятная надпись на пьедестале «Императрице Екатерине II благодарные армяне» исчезла.

Экскурсовод рассказывал. Школьники внимали ему с любопытством.

Поднимали головы к небу, чтобы полюбоваться, как блестит крест на куполе церкви Сурб Арутюн. 

Удивлялись пафосу старинных особняков, прагматично прикидывая: «Это ж сколько денег надо было иметь!» 

И, конечно, уже не забудут тот, увиденный в Музее русско-армянской дружбы необъятных размеров медный таз, в котором старинная армянская бабушка варила варенье шумной ораве своих внуков.

То есть, как и было задумано в методических разработках, учащиеся научились видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

Усвоение материала проверили викториной. Причём пятиклассники посрамили старших, собрав большую часть призов. 

Призы достались им в пакетах с гербом Нахичевани. Победители отнесут их домой, где пакеты долго ещё будут попадаться на глаза домашним и гостям. А им будут пояснять, что пчёлы на гербе – это трудолюбивые армяне. И в этом, согласитесь, важный фактор ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом.

Одна ученица выучила песню на незнакомом ей раньше армянском языке. Другая сложила стихи о русско-армянской дружбе. Обеим хлопали тепло и искренне, этим подтверждая развитие личностных качеств обучающихся средствами этнокультурного образования.

Исполненные этнокультурной компетенции школьники вернулись домой, в Кировский район. Многие пошли через Нахичевань пешком, продолжая разглядывать старинные армянские дома, что-то себе воображать и размахивать руками в рамках реализации этнокультурного проекта и во исполнение пункта № 2.

Короче, было весело и здорово!


Благодарности.

Школа № 49 благодарит исполнительного директора Ростовской региональной общественной организации «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Сергея Михайловича Саядова за то, что, не раздумывая, оплатил экскурсию и призы. 

Заведующую отделом Музея русско-армянской дружбы Маргариту Юрьевну Соколову за то, что она делает свою работу с удовольствием.

Сергей СИНЕОК, 
педагог дополнительного образования Ростовского-на-Дону
Дворца творчества детей и молодёжи