Собеседник
Новая индустриализация
Президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай ПРИСЯЖНЮК – о промышленной политике и инвестиционном прорыве 
Подробнее
Образование и наука / №420 от 21 Декабря 2018 г.

Учитесь говорить


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Общество больно тяжелой формой неграмотности. Мы теряем умение понимать и говорить

Георгий ХАЗАГЕРОВ, доктор филологических наук, профессор. Автор книг и статей по риторике и русской филологии, вузовских учебников по риторике. На протяжении последних десяти лет активно интересуется риторикой как институтом государственного строительства

Никто не станет отрицать тот факт, что красивый грамотный разговор – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Но в последнее время мы все чаще слышим речь, изобилующую словами-паразитами, такими выражениями, как «ну да», «типа того», «э», «вроде» 

– Почему сегодня наша речь далека от идеальной? – спрашиваю лингвиста доктора филологических наук Георгия ХАЗАГЕРОВА.

– Безграмотная речь – это неуважение к языку, на котором человек говорит. На самом деле язык является самостоятельной ценностью. Это часть культуры, инструмент, с помощью которого мы мыслим. Я думаю, что люди плохо говорят не потому, что им лень научиться правильно говорить, а потому, что изменилось отношение к языку. Он не воспринимается как какая-то ценность. Такой, знаете, простой посредник в общении. Неважно, как я скажу, уж как-нибудь меня поймут. Общение – прежде всего внимание к собеседнику, стремление к тому, чтобы понять его, но и к тому, чтобы и он тебя тоже понял. Вот с этим сейчас действительно плохо. Именно на этой почве развивается явление, которое сегодня называют функциональной неграмотностью.

– Это как?

– Неспособность человека понять смысл чьего-либо высказывания или текста, самому рассказать, описать увиденное. Это не неграмотность в узком смысле, то есть не орфографическая ошибка или не там поставленная запятая. Это более тяжелая форма неграмотности. Из-за неумения понимать и говорить у молодых специалистов возникают проблемы на работе. В Московском государственном университете по этому поводу проходили даже научные конференции.

– Только ли в этом проблема?

– Проблема еще в том, как и где общаться. Мы сейчас чаще общаемся в Интернете, а там размылась граница между публичным и обычным общением. Более того, Интернет практически анонимный. В постах, особенно комментариях к ним, у многих участников сетевого сообщества почему-то часто возникает стремление выругать, унизить собеседника. Не каждый так рискнет разговаривать напрямую, а в Интернете – можно. Такие блогеры или форумчане, сидя дома на диване в спокойной обстановке, если им что-то не понравилось, словесно унижают людей. Причем делают это, не собираясь вникать в суть развернувшейся дискуссии. Реагируют на слова, как амеба на внешние раздражители. Это людей как-то деморализует, отучает от обычного общения. Кроме того, современное общение требует иного темпа.

– Многие люди жалуются на то, что наступило время скоростей. В плохой речи оно тоже виновато?

– Отчасти да. Сейчас люди быстро обмениваются репликами, что тоже не работает на глубокое понимание смысла сказанного, прочитанного. Но не только. Есть такое понятие «реферирование текста». Оно обычно применяется тогда, когда изучается иностранный язык. Смысл в том, чтобы человек в плохо понимаемом им на иностранном языке тексте понял самое главное и передал это несколькими фразами. Ему нелегко это сделать. Все-таки другой язык. Однако сегодня мы сталкиваемся с тем, что нам уже трудно реферировать тексты и сообщения на своем родном русском языке. Потому что люди вообще перестают понимать большие тексты. Более того, из-за этого они неспособны встроиться, к примеру, в обычную жизнь. Скажем, молодой человек учится в университете, общается в своей компании, где его ровесники понимают друг друга с полуслова. Может, это и не понимание даже, просто обмен какими-то сигналами, так сказать, взаимная стимуляция: «Я такая иду. Он такой стоит». На таком языке сегодня говорит молодежь. Плюс, извините, мат. Его очень много. Такой вот облегченный уровень общения. Потом молодые люди приходят на работу и попадают в другую обстановку. Там им, например, попадает в руки от начальника какая-то бумага. А он, молодой человек, эту бумагу уже понять не может. Потом его просят написать отчет. Но он и этого сделать не может. Оказывается, он к этому не подготовлен.

– Делать-то что?

– Это хороший вопрос. Думается, нужно создавать и всячески поддерживать нормальные коммуникативные площадки (может быть, даже электронные), где люди уважали бы друг друга, могли бы общаться, обсуждать интересные темы. Палкой этого сделать не заставишь. Это можно заставить делать только примером. Плюс у нас есть хорошая русская литература, которую никто не отменял, но она сейчас, к сожалению, существует только на полках, украшает интерьеры модных кафе. Если ее читать, это дает ключ к тому, чтобы научиться грамотному общению. Но у кого-то может возникнуть вопрос: почему это надо читать? Да уже потому, чтобы окончательно не деградировать.

– Поколение Z общается со своими сверстниками в основном в Интернете, их родители не исключение. Читать их тоже не заставишь. Тупик какой-то.

– Сам по себе Интернет ничему не мешает. Просто новый инструмент. Я занимаюсь исследовательской работой, и без Интернета я как без рук. Но надо и в самом Интернете, и вне его создавать прецеденты хорошей речи. Подтолкнуть людей к тому, чтобы они общались как цивилизованные люди, чтобы любили язык, на котором они говорят. Должен появиться мотив: зачем и для чего я это делаю? Те, кто привык к плохой речи, должны почувствовать, что общаться на птичьем языке недостаточно. На птичьем языке они будут общаться с такими же, как они, людьми, которые на нем же и будут им отвечать. В конце концов они просто друг друга обматерят, и на этом все общение закончится. Нужно захотеть уважать себя и других, захотеть попасть в круг нормальных людей и начать общаться с ними.

– Как попасть?

– Люди из этого круга должны таких дичающих людей как-то увлечь, может быть, необычной темой разговора или чем-то еще, чтобы заинтересовать. Это один путь. Другой… Если человек не научится правильно и ясно доносить до других мысли и идеи, то о профессиональном карьерном росте он может и не мечтать. Соответственно, и о хорошем заработке тоже. Надо учиться правильно и красиво говорить. В этом году на журфак МГУ поступили ребята, которые ни грамотно писать, ни хорошо говорить не могут. Но им объяснили, что они не станут успешными журналистами, если будут плохо говорить. У нынешних студентов какое-то ложное представление о профессии. Они думают, что если будут ловкими, развязными, будут бравировать сленгом, то слава к ним придет быстрее. Но это ошибочное представление. Вы говорите – тупик. Это слишком пессимистично. Я бы сказал – узкий проход, но очень узкий.

– Протиснуться в него могут немногие.

– Увы... Им надо создать мотивацию, поманить, что ли. Плохая речь – это болезнь современной культуры во всем мире, а у нас она к тому же обострена многими культурными сломами. Я вижу только добровольный путь, а насильно заставлять обучаться хорошей речи нельзя.

– Нужен положительный пример. Но что мы имеем в сухом остатке? У нас нет хороших телепрограмм, тех самых дискуссионных площадок, которые бы транслировали правильную речь. Мы имеем политические ток-шоу, где не слышно хорошей речи. Все участники дискуссии почему-то кричат, связь в разговоре нарушена, логика тоже. Какой пример? У кого учиться?

– Согласен, ток-шоу, скорее, развращают. Потому что там установились такие нормы: перекричать собеседника и действовать как бы с позиции силы. С позиции силы риторика не нужна. Также вредны и «жесткие переговоры», как у телеведущего Владимира Соловьева. Я бы сказал, это антириторическая идея. Если у тебя сила, если за тобой кто-то стоит и все это знают, то ты можешь быть «жестким». Я только не понимаю, зачем. А если у тебя всего этого нет, то… В таких «жестких переговорах» мало что зависит от искусства слова. Нужны такие шоу, где победитель заранее невычисляем. Допустим, двое дискутируют. У одного собеседника есть своя правда, у другого она – своя. И можно сравнивать и собеседников, и их аргументы. Можно делать какие-то игровые ток-шоу.

– Какие еще могут быть варианты, примеры?..

– В девятнадцатом веке у нас в России был бум судоговорения. Вот недавно в Москве ведущие юристы и молодые интеллектуалы провели такую интересную игровую конференцию. Они разбирали речи адвокатов позапрошлого века, когда процветала система говорения в судах. Это очень хорошая практика. Когда человек видит, как его оппонент не просто «чирикнул» что-то, а буквально в деталях разбирает какую-то ситуацию, да еще и на образцовом русском языке, это срабатывает. Вот надо брать такие примеры и тиражировать их. И ваша газета могла бы рассказывать о них.

– А у вас такие ситуации были?

– Некоторое время назад, когда еще был жив профессор Бухановский, меня пригласили прочитать врачам-психиатрам лекцию по риторике. Я удивился. Подумал, что лекция, вероятно, связана с тем, как риторика может использоваться в диагностике. Однако Александр Олимпиевич сказал, что для этого есть специальная методика: «Здесь другая причина: мы, врачи, во время консилиума не можем найти общий язык, не можем договариваться». Это врачи-психиатры, которые словом лечат, беседуют с психически нездоровыми людьми! А для них самих общение друг с другом оказалось проблемой.

– Можете дать совет, как избавиться от плохой речи?

– Совета в виде нажатия кнопки, которая поможет избавиться от неграмотной речи, у меня нет. Я думаю, это можно сделать хорошим примером, позитивом. Давать положительный образец, как в разговоре люди не бьют друг друга по голове, а общаются, взаимодействуют. Апология мата мне особенно сегодня не нравится. Да, это одна из частей нашего языка, но это вопрос функционирования, надо знать, когда и зачем это делать. В большинстве случаев мат – это такая своеобразная анестезия. В определенной ситуации люди этим защищаются.

– Каждый день?! От чего защищаться студентам, школьникам? Использование мата в их разговорах – это скорее желание выделиться, вроде «вот я какой крутой».

– Кому-то важно показать собеседнику, что он таким вот образом того не уважает. И тот так же точно ему отвечает. И оба понимают, что это тупик. О характерной для большей части молодежи плохой речи вперемежку с матом надо писать, говорить, это надо обсуждать. Устраивать круглые столы с участием молодых людей. Можно такие форумы проводить в Интернете.

– Что лично вы делаете для того, чтобы как-то повлиять на ситуацию с плохой разговорной речью?

– У меня есть сайт с лекциями по риторике. Стараюсь в них донести до людей мысль о том, что риторика – это не способ обмануть друг друга, а умение договориться. Написал книгу «Изобразительная речь». Взяться за нее подтолкнули питерские журналисты. Они стали жаловаться, что им трудно писать, языка не хватает. В будущем году книга выйдет в свет. В книге я пытаюсь научить будущих журналистов, и не только их, описывать разные ситуации, учу, как это делать, какими словесными средствами. Каждый должен что-то делать для того, чтобы разговорный язык, речь были красивыми, правильными. Я делаю вот это. Включая участие в конференциях по русскому языку, риторике.

– Конференция – это узкий круг специалистов. Как выйти за его пределы? Чтобы не было только профессионального междусобойчика.

– «Праздник, который всегда с тобой» – это участники конференции. Они же – преподаватели, которые могут донести свои выступления до студентов. Другой праздник, который не всегда с нами, – это приглашение людей из других сфер. Не так давно в МГУ проходила конференция по риторике, на которую я позвал своих знакомых. Им понравилось. Или тот же Интернет. Это не только враг, но и друг. Можно делать большие круглые столы, вебинары и расширять там аудиторию. Использовать для общения, обмена мнениями скайп. Сейчас это актуальное средство коммуникации. Сидя у себя дома, я по скайпу выступал на одной из международных конференций и даже успел познакомиться со многими ее участниками. Круг любителей русской речи надо расширять, чтобы не было, как вы говорите, междусобойчика...

Видео Владимира АПАРИНА


Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Академик Ямбург в Ростове
Евгений Ямбург, академик Российской академии наук, посетит Ростов 23-24 января. 
ЮФУ собирает учителей-историков
В Южном федеральном университете состоится региональный научно-практический форум учителей истории и обществознания.
Учимся понимать друг друга
#понимайрусский Так мы назвали акцию НВ, по условиям которой мы делимся историями о том, как безграмотность и неумение говорить мешают людям понять д...
Чемпионат по чтению вслух пройдет в Ростове
19 января чемпионат Ростова-на-Дону по чтению вслух на русском языке пройдет в художественной галерее «Ростов». 
В ДГТУ можно пройти виртуальные экскурсии
Культурно-выставочный центр Донского государственного технического университета использует в работе новые технологии