В честь 150-летия со дня рождения Чехова, которое будет отмечаться в январе, Ростовский академический театр драмы им. Горького поставил комедию «Вишневый сад».
Прежнюю, еще памятную многим зрителям постановку «Вишневого сада» осуществил на этой сцене немецкий режиссер. Там чудеса эксцентрики демонстрировала не только гувернантка с цирковым прошлым Шарлотта Ивановна. Вечный студент Петя Трофимов тоже, помнится, под звуки собственных романтических речей совершал
Нынешний «Вишневый сад» поставил народный артист России Николай Сорокин. В прежнем он играл Лопахина, и это был крепкий мужик. Тогда сразу было ясно, что этот первый в своем крестьянском роду богач и капиталист единственный, кому известна нет, не некая мистическая тайна, а простая сермяжная правда жизни. Потому и победит.
Теперь Лопахин моложе и современнее, но без той мощи хищника, которого ничем не остановить.
Еще несколько лет назад один из известных режиссеров выступил с предложением объявить мораторий на постановку пьес Чехова. Хотя бы лет на пять. Почему? Заиграли и заигрались. Дошли в стремлении сделать чеховских героев как бы нашими современниками до того, что и в них, и в самой атмосфере пьес ничего чеховского почти уже и не осталось. Предложение, конечно же, не приняли.
Очевидно, что поставить пьесу Чехова, сохранив верность всем его ремаркам, сегодня невозможно. Ростовский драматический больших вольностей себе не позволил. Усилил комические моменты (комедия
Интересно решен образ вечного студента Пети Трофимова (артист Александр Богданов). Он вроде как и романтик (вон ведь как глаза горят, когда восклицает: «Вся Россия наш сад!»), а в то же время
Вечер с танцами под оркестр в старинной усадьбе Гаевых театр заменил на подобие
Мне наша Раневская (заслуженная артистка России Наталья Гординская) показалась обаятельной, взбалмошной, легкомысленной, но нисколько не порочной
А вообще неудивительно, что с чеховских еще времен поставить «Вишневый сад» как комедию удавалось редко. Слишком грустна сама ситуация с вырубкой сада гордости целой губернии. Слишком невеселые ассоциации рождаются. Тем более что речь не только о вырубке сада, но и о разрушении старинной усадьбы. А разрушение старинных зданий ради коммерческой выгоды (или лукавой экономической целесообразности) это для современной России очень актуальная и болезненная тема. Вероятно, куда более острая и болезненная, чем сто лет назад, при Чехове.
На мой взгляд, Ростовский драмтеатр сделал верный шаг в сторону комедии иронической и даже, может быть, сатирической, но остановился
Да, а финал здесь более оптимистический. И позабытый в усадьбе Фирс еще не совсем обессилел (народный артист СССР Михаил Бушнов играет старого слугу, чья незлобивость приближается к святости). И топоры пока в саду не стучат, и словно все еще может измениться