Один философ заметил както, что неосуществленная мечта может составить несчастье человеческой жизни. Возможно, папа Олеси Агрызковой с трудами этого философа и не был знаком.
Но, услышав, как его дочь обронила в разговоре: «Мечты, конечно, реализуются не всегда. Моя мечта быть актрисой», папа задумался. А тут как раз объявление в городской газете о наборе в театральную студию при Новошахтинском драматическом театре
Папа сам пошел туда и рассказал директору театра о своей талантливой дочке и ее мечте.
Очень хорошо. Пусть придет, покажется, почитает стихи, ответила директор.
В этом эпизоде не было бы ничего необычного, если бы речь шла о девушке, обдумывающей житье на пороге большой жизни. Но Олеся к тому времени окончила истфак РГУ и преподавала историю в одной из новошахтинских школ. Причем проявила себя как подающий надежды молодой специалист.
В театральную студию ее приняли. И более того: уже спустя три месяца предложили сыграть главную роль в новом спектакле Новошахтинского драмтеатра.
С тех пор прошло семь лет. Сегодня Олеся Павловна Агрызкова ведущая актриса новошахтинской труппы и одновременно преподаватель истории и завуч новошахтинской школы № 25.
Многим было бы полезно
Олеся Павловна, ваш папа доволен, что подтолкнул вас к осуществлению голубой мечты?
И папе, и маме, которая стала самым взыскательным критиком моих театральных работ, я благодарна безмерно. Но у них к роли театра в моей жизни отношение неоднозначное. С одной стороны, гордятся, конечно. С другой
Папа не ожидал, что театр для меня это так серьезно. Думал, ну поиграется дочка в актрису, и надоест, и вернется все на круги своя. К тому же я ведь из учительской семьи. У меня не только папа с мамой учителя (оба оканчивали Константиновское педучилище). Тетя, дядя, бабушка все педагоги.
Родители слишком хорошо знают, что такое учительский труд. Они жалеют меня, видя, сколько еще времени и сил забирает театр.
Совмещать сцену с работой в школе, действительно, тяжело. Но театр это тот воздух, существовать без которого я уже не могу.
А как ваши коллегиучителя отнеслись к тому, что, кроме школы, в вашей жизни есть еще и профессиональная театральная сцена?
Положительно. Они смотрят на это, как на мое хобби. А хобби, как правило, позитивно влияет на педагога. Другое дело, что времени на хобби у многих учителей не хватает, особенно если на них лежит еще и груз семейных забот.
Некоторые говорят, что завидуют мне белой завистью: ведь сцена обладает таким удивительным свойством, что когда она появляется в твоей жизни, то все бытовые и прочие, вгоняющие в уныние проблемы, уходят на задний план. И ты получаешь от нее то, чего не дает или недодает повседневная жизнь.
Без Цезарей и Карлов, но
В школе, на уроках, актерские способности пригождаются?
Хороший педагог это всегда еще и хороший актер. Педагогу нужно прочувствовать класс, который пришел на урок, как артисту зал, собравшийся на спектакль. И надо так раскрыть душу своего предмета, чтобы и заинтересовать учеников, и заинтриговать, и получить потом хороший результат.
Трудно, наверное, рассказывая об исторических деятелях, удержаться от попытки того, что называется изображением в лицах?
Бывает, цитируешь исторического деятеля и даже не замечаешь, как начинаешь играть глазами, жестами, мимикой
Входишь в образ?
Чтото вроде того. Но, знаете, когда такой рассказ в меру окрашен эмоциями, то и усваивается детьми лучше.
Я слышала об учителе истории, который в целях лучшего усвоения материла режиссирует на уроках миниатюры с участием учеников: ты будешь Юлием Цезарем, а ты Карлом Великим Вы подобное практикуете?
Нет. Я педагог во многом довольно консервативный. Но мне кажется, что дети понимают и принимают и мою увлеченность театром, и мою строгость.
Есть исторический персонаж, который хотелось бы сыграть на сцене?
Об этом почемуто не задумывалась.
Поначалу у меня складывалось амплуа актрисы комедийной, но, к счастью, режиссер Игорь Древалев разглядел во мне не только героиню комедийную или характерную. В его спектакле по Гоголю «День без даты» у меня пять ролей: Коробочки, Петуха и т.д. И там мне впервые довелось попробовать себя в качестве драматической актрисы (работа Олеси Агрызковой в этом спектакле получила награду донского театрального фестиваля «Мельпомена» М.К.).
А потом сказочная удача: режиссер Игорь Черкашин утвердил меня на роль Маши в чеховской «Чайке». И вот снова Черкашин увидел меня в драматическом образе Голды из «Поминальной молитвы».
Я была свидетельницей того, как ваша Голда пленяла зрителей с первого своего появления на сцене, как они ей сопереживали и не скрывали слез, когда доброй, заботливой, такой уютной Голды не стало
Голда безусловно положительная. А если бы вам предложили роль героини, играя которую надо было бы безобразничать или, скажем, сквернословить? Вы согласились бы ее сыграть или в вас взял бы верх педагог и вы бы еще подумали, как будете потом выглядеть в глазах своих учеников?
У меня был момент такого выбора. Репетировали современную пьесу, моя героиня должна была произносить какието нехорошие слова, в употреблении которых я не видела ни малейшего смысла: ее характер можно было раскрыть и без них. Однако убрать или изменить их режиссер наотрез отказался. Тогда я отказалась от участия в спектакле.
Та милая, примятая гвоздичка
Олеся Павловна, а правда, что вы не только играете в театре и преподаете в школе, но еще и возглавляете школьную театральную студию?
Она называется «Олимп», в ней занимаются ребята с 3го по 11й классы. В Новошахтинске ежегодно проходит фестиваль детских театральных коллективов, «Олимп» обязательно в нем участвует.
Мне хотелось бы, чтобы Новошахтинск стал городом театралов. Я рада, что среди моих учеников есть ребята, которые пришли на спектакли нашего театра и заинтересовались театром вообще. Мы выезжаем школой на спектакли ростовских театров. Или вот были с учениками на экскурсии в Москве, и они сами предложили:
Давайте сходим в театр!
А с каким профессиональным праздником вас поздравляют ваши ученики?
С Днем учителя, безусловно. Но иногда бывают такие приятные моменты, что я получаю от них поздравления и с Днем театра.
Вообще, наверно, самая трогательная реакция на мои театральные работы связана с детьми.
Моей первой ролью была Собачка Сильвия в одноименном спектакле. Это был очень добрый спектакль для взрослых, но многие приходили на него с детьми.
И вот через три недели после дебюта еду в автобусе, рядом сидит мама с маленьким мальчиком. Мальчик смотрит на меня, делает большие глаза и вдруг как закричит на весь автобус:
Мама, это собачка! Помнишь, в театре? Собачка!
А еще мне памятна гвоздика, которую подарила после спектакля очень юная зрительница. Она так целеустремленно, с сознанием важного дела шла по залу своими маленькими ножками и поднималась по ступенькам на сцену Споткнулась, упала на коленочку, гвоздичку немножко примяла, но все равно донесла.
Мне не раз дарили красивые букеты, и я благодарна за них зрителям, но к той гвоздичке отношение особое. Тот цветочек дорогого стоит.