Горячие дебаты сопровождали «круглый стол», проведенный в рамках показа в Ростове лент из программы Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
Фото/Видео: Грирогий Бочкарев
А все потому, что тема его «Опыт кинематографистов в отражении истории и современной жизни Кавказа» слишком близка для жителей Ростова, где бок о бок проживают люди самых разных национальностей, выходцы из республик Северного Кавказа в том числе.
Правозащитники и студенты, представители многочисленных ростовских диаспор, молодежных объединений и областной администрации, ученые, журналисты и даже альпинисты собрались за «круглым столом» в Донской публичной библиотеке. Но разговор коснулся не только кино, как предполагали ведущие «круглого стола» генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов и модератор фестиваля Вера Соболева, много лет проработавшая на Северном Кавказе в составе миссии ООН. А все потому, что настоящая, не «киношная» жизнь волнует людей больше, чем кинематограф. Да и не так уж много снято фильмов, которые бы давали зрителю достоверное представление о жизни на Северном Кавказе и были бы доступны для многих на «большом» экране.
Те
Представители кавказских диаспор напомнили о том, что Кавказ это не только экстремизм, но еще и замечательные традиции гор: уважение к старшим, известное кавказское гостеприимство, отсутствие во многих республиках домов престарелых и детских домов по той простой причине, что и сироты, и старики находятся под присмотром близкой родни. Но такой позитив режиссеров, как правило, мало интересует. Коммерциализация кино не оставляет места для простых человеческих чувств и радости, увы. И не только в кавказской тематике.
Собравшиеся не могли не затронуть проблему региональных киностудий, которых практически не осталось в округе. Не так давно вынуждена была закрыться и Ростовская студия кинодокументалистики. Отдельные киностудии в регионе все же продолжают работать на свой страх и риск но уже без всякой господдержки. Кстати, парадоксальная вырисовывается ситуация. Фестиваль о правах человека «Сталкер» спонсируется кем угодно, только не государством. Сначала это был известный фонд Сороса, теперь Евросоюз. Означает ли это, что с точки зрения государства в стране нет проблем с защитой прав человека?
А ведь именно Северный Кавказ стал тем регионом России, где за последние
Так стоит ли в этом обвинять только кино?