Культура / №81 от 17 Марта 2010 г.

А был циркач Милаев с Дона


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Благодаря нашему земляку Евгению Милаеву мировое цирковое искусство в 50-­х годах обогатилось номером, которым по сей день мечтали бы украсить свои аттракционы цирки многих стран.

На прошлой неделе в донской столице торжественно отметили 100-­летие со дня рождения Евгения Милаева, а на здании Ростовского цирка появилась посвященная ему мемориальная доска.

Зрители боялись хлопать

«Милаев ложился на антиподную подушку и ногами удерживал лестницу, на вершину которой взбирался партнер, тоже ложился на антиподную подушку и держал на ногах вторую лестницу. На это огромное и хрупкое сооружение, уходящее почти под купол — высота достигала 18 метров, — осторожно поднималась Наташа Милаева и там, на вершине, делала стойку. Зрители боялись хлопать. Зато потом, когда трюк был окончен, они давали волю своим чувствам, своему восхищению», — так описывалось это чудо под названием «Эквилибристы-­рекордсмены на ножных лестницах» в прессе тех лет.

А сам будущий прославленный артист впервые пришел на цирковое представление вместе с бабушкой и ее воспитанниками (бабушка работала в детском приюте), когда ему было 8 лет. Увиденное ими вряд ли было столь же грандиозно, но Женя Милаев все равно влюбился в цирк сразу и навсегда.

Достоверно известно, что в 20­-х годах он занимался в эстрадно­акробатическом кружке Ростовского Дворца культуры железнодорожников. А дальше… Пожалуй, все же — счастливый случай: специалист из Москвы, из главного циркового управления, командированный в наши края на поиски молодых талантов, разглядел в Жене Милаеве выдающиеся способности.

Евгений Милаев выходил на арену в разных амплуа: белый клоун, гимнаст на кольцах, акробат… Но всемирную славу снискал как эквилибрист.

А еще в Милаеве проявился с годами большой организаторский талант. Милаев был директором Московского цирка на проспекте Вернадского и всячески способствовал тому, чтобы новые цирковые здания строили в других городах.

Кстати, здание Ростовского цирка собирались строить по маловыразительному типовому проекту, но благодаря Милаеву утвердили оригинальное на тот момент архитектурное решение. Так в Ростове появилось сооружение, которое стало одной из достопримечательностей донской столицы.

В кино про Брежневу

…Так уж вышло, что сегодня имя Евгения Милаева известно многим не столько благодаря его артистическим заслугам, сколько в связи с историями про Галину Брежневу, дочь легендарного генсека Леонида Ильича. Ведь Евгений Тимофеевич был ее первым мужем, и прожили они вместе восемь лет.

На День памяти Милаева приехали в Ростов из Москвы дети Евгения Тимофеевича, продолжатели этой цирковой династии — близнецы Александр и Наталья. Вот что сказала Наталья Евгеньевна о Галине Брежневой, второй жене своего отца:

— Наша мама умерла при родах, и, поскольку папа был все время в разъездах, на гастролях, некоторое время мы воспитывались в Доме малютки. Но потом папа забрал нас и привез в Ростов, к бабушке.

Когда нам было по пять лет, папа приехал сюда не один. С ним были женщина и ребенок. «Это — ваша сестричка Виктория, а это — ваша новая мама Галина», — сказал он.

И Галина действительно стала для нас второй мамой.

Про нее теперь пишут много несправедливого. Не только в России. Когда мы жили в Америке, там, в одной из эмигрантских газет, тоже вышла о ней очень нехорошая статья. Брат попытался дать опровержение — тщетно…

Мы можем сказать о Галине то, что это была добрая, замечательная, хлебосольная, безумно интересная женщина. И хотя их брак с отцом распался, и с Галиной, и с ее мамой — Викторией Петровной — у нас навсегда сохранились очень теплые, сердечные отношения.

— Актера на роль вашего отца в сериале «Галина» утверждали с вашего согласия?

— О съемках этого фильма мы узнали совершенно случайно, — ответил Александр Евгеньевич Милаев. — Мне позвонили знакомые: знаешь, мол, что в цирковом училище снимают кино про твоего отца?

Я даже как­то всерьез этот звонок и не воспринял. Возвращался с дачи. Дай, думаю, загляну в училище: а вдруг и в самом деле что­то такое там снимают?

Захожу туда и вижу: да, вон — «мой отец»… А вон, вроде, я сам… Ну я устроил маленький скандал: «Какое право имеете снимать фильм о моем отце, обо мне, не поставив меня в известность?»

Мне стали говорить про то, как меня искали даже через милицию — не нашли. Думали, меня нет в стране… Глупости! К тому времени я уже почти пять лет как жил в России… Но в конце концов немножко разобрались, а с Пимановым, который был продюсером сериала «Галина», мы потом даже подружились.

…Если бы мы в качестве экспертов участвовали в создании этой картины, многое было бы в ней по­другому. В ней, конечно же, не было бы эпизода, когда я открываю дверь, а мама — Галина — меня не узнает.  Никогда такого не могло случиться!

— Потом, после фильма, нас приглашали принять участие в его обсуждении и разговоре о Галине Брежневой на программу к Малахову, — добавила Наталья Евгеньевна. — Но эта программа — с определенным уклоном. И почти все, что рассказывали мы о нашей второй маме, из эфира вырезали.

Создатели сериала «Галина», возможно, не так уж лукавили, когда говорили, что думали, будто дети Евгения Милаева живут за границей. В жизни Натальи и Александра действительно был «американский период». В Штаты они, по их словам, уехали, потеряв надежду продолжить на родине достойную артистическую карьеру. Впрочем, за океаном жили тихой частной жизнью.

Александр Евгеньевич рассказывал, что поначалу выступал в благотворительных цирковых программах, потом американцы предложили ему создать школу акробатики — не захотел. Устал, предпочел взять паузу.

За эти годы ему не раз предлагали продать знаменитый номер Милаевых на ножных лестницах. Очень интересовались этим номером китайцы. Братья Запашные уговаривали:

— Продай номер. Мы — богатые люди, договоримся.

— Деньги — это заманчиво. Но имя нашей династии, зрительские аплодисменты, внимание ко мне как мастеру своего дела — дороже денег, — объяснил Александр Евгеньевич свой отказ.

Однако недавно он получил предложение, отказаться от которого не смог: Российское министерство культуры и Российская цирковая компания, у которой теперь новый глава — народный артист России Александр Калмыков, — предложили Александру Евгеньевичу восстановить самый знаменитый номер Милаевых. И обещали содействие.

Александр и Наталья увидели в новой политике этих двух ведомств стремление не только вернуть к жизни уникальные номера и аттракционы, но и возродить лучшие традиции советского цирка.

— Сегодня сюда, на наш, российский рынок рвется знаменитый цирк «Дюсалей» (где, кстати, педагоги — это, в основном, бывшие российские цирковые артисты). Нам нельзя уступать свои позиции, — говорит Александр Евгеньевич.

Аттракцион Милаевых он собирается восстановить и модернизировать за год — полтора. Не исключено, что работать над ним будет в Ростове, который считает своей малой родиной.

P.S. Инициаторами увековечивания памяти Евгения Милаева в Ростове стали президент Международного благотворительного фонда «Артист» Борис Артемьев и директор Ростовского музея циркового искусства Дмитрий Артемьев. Но и для белокалитвинцев есть повод проявить подобную инициативу: ведь Евгений Милаев вел свое происхождение от казачьего рода, жившего в Белокалитвинском районе.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Мысль о романе осенила в Ростове
Сегодня – 100 лет Александру Солженицыну
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
Друг мой ёжик
Возможно, вскоре этот милый зверек войдет в число наших привычных домашних питомцев
Сказки Васнецова оживают в Ростове
«ДонЭкспоцентр» представляет новый мультимедийный проект из серии «Великие русские живописцы»
Музыка городских улиц
Всё чаще на улицах Ростова можно встретить музыкантов, играющих на самых разных инструментах: от простой гитары до экзотического барабана джембе. Эти ...
В этом номере