Писательница Наталья Суханова: «Я верю не в Бога, а в божественность — очень большую сложность и величие мира». Ее прозу хвалил Виктор Астафьев.
Фото/Видео: Александра Спиглазова
Ростовский писатель Виталий Семин, прочитав рассказ Натальи Сухановой «От всякого древа», послал автору письмо со словами: «Это не литература. Это сама жизнь
». В устах человека, считающего, что писать о том, чего не видел стыдно, это была наивысшая похвала. Однако Суханова с одинаковым успехом выступала и как
Здесь я сделаю паузу и расскажу следующую историю. Это было в детстве, когда читать я уже умела, а вот думать, размышлять еще нет.
В 2009 году Наталья Суханова получила за роман «По имени Ксения» Чеховскую премию по литературе. Удивительно, но в этой книге присутствует тот же, что и в сказке, сюжет: странствие, познание, поиск истины. И даже само имя героини переводится с греческого как «чужая».
«Я не была такой яростной»
Идея книги, признается писательница, появилась у нее во время перечитывания романа «Подросток»:
Я читала Достоевского и думала а почему считается, что только мальчики мыслят? А девочки, что же, не размышляют? Не рефлексируют?
Так появился замысел романа о «рефлексирующей девочке». Поступив после войны в Московский юридический институт, студентка Ксения Крутских прилежно ходит на лекции. Но уже чувствует, что это не ее. В крайнем случае, она будет работать по специальности, но не более. Она пишет поэму о диалоге человека с Богом, где повторяется рефрен «Для чего живем, для чего умираем, Господи?», который можно назвать лейтмотивом произведения. Признания ее стихи сперва не находят. Но вопрос поставлен ребром, и надо на него отвечать.
Наталья Алексеевна, в судьбе героини очень много совпадений с вашей биографией. Московский юридический институт, работа нотариусом в деревне, затем переезд в курортный город Иными словами, Ксения это вы?
Нет, это не я. Не моя семья, не моя внешность, не мой темперамент. Я не была такой яростной, что ли? «Ненавижу себя!» такого у меня не было. Я всегда относилась к себе спокойно. Но могу сказать, что писать я способна только о тех местах, где была, и о той работе, которой действительно занималась. Под другими названиями описаны реальные города. А внешность Ксении и некоторые факты жизни я взяла у одной своей близкой подруги.
Как вообще создается литературный персонаж?
Ни один человек в книге не описан таким, какой он в жизни. Вот
лучше я так объясню: мы, каждый из нас, генетически вобрали в себя поколения предков. Так и персонаж создается из многих людей.
«Творческий путь» героини начинается с написания поэмы. А сами вы помните момент, когда начали сочинять?
Помню, мне было лет одиннадцать, когда я решила создать историю некой семьи. Взяла все семейные фотографии, которые были, обрезала их, чтобы остались только лица я думала, что когда я их помещу в выдуманную историю, это будет интересно. Представляете, как мне за это влетело? Примерно в том же возрасте я начала писать стихи. Стал вопрос о боге видимо, под влиянием Достоевского. Поверила в бога, сделала себе тайную «церковь» Но вскоре мне попались книги по астрономии, и это было потрясающе интересно. Тягу к религии вытеснил интерес к строению Вселенной. Так что я человек неверующий. А вот наука меня всегда привлекала и привлекает по сегодняшний день.
Жизнь и смерть
В конце 80-х прошумел рассказ Сухановой «Делос» об уникальном случае из практики
В рассказе много медицинских подробностей. Как вы их узнавали?
Сам эпизод, который лег в основу рассказа, рассказали мне до переезда в Ростов, но над «Делосом» я работала уже здесь. Попросилась присутствовать на операциях и родах в ЦГБ, чтобы узнать акушерство вблизи.
А страшно не было?
Вначале меня привели просто на операцию. Кажется, это была язва желудка. Предупредили: когда будут делать разрез, не смотри, а то станет дурно. Ну, я глаза, конечно, закрыла, а потом
Казалось бы, какая связь между беременностью, родами и темой познания? По мнению Сухановой прямая: «Ах, ты хочешь, дочеловек, подняться на ноги, посмотреть вокруг и вверх? Ты хочешь мыслить? Ну что ж, за это заплатят твои матери, жены и дочери. Не зря в библейской легенде именно женщина выбрала плод познания кто платит, тому и выбирать. Кто выбирает, тому и платить. Именно родящая расплачивается за прямохождение и большой мозг. За равенство богам муки в родах».
Меня привлекла в этом эпизоде случайность, говорит Суханова о «Делосе». Редкое событие. Но зачатие это вообще каждый раз единичное и очень большое событие. А сколько должно было произойти случайностей, чтобы появилась жизнь? И ведь сочинительство тоже подчинено этой, что ли, спонтанности. Факты следуют друг за другом, но связаны они не логикой
В ваших рассказах, да и в романе большую роль играет тема войны. В войну вы были подростком. Какой след она оставила в вашей жизни?
Железноводск, где мы жили, был оккупирован немцами в августе
Война, конечно, уничтожила мою привычную картину мира. До войны мне все люди казались прекрасными.
«В войну не живут, в войну терпят», пишет Суханова. И еще: «Все живущие живут, сохранились благодаря
Что дальше?
Роман «По имени Ксения» Наталья Суханова писала без малого 40 лет, с начала
В 2008 году была опубликована первая книга романа, в 2009-м вторая, объясняет писательница. «Ксения» получила премию
По замыслу автора, действие романа заканчивается
За рассказ «От всякого древа» писательницу обвиняли в порнографии, за «Делос» в излишнем натурализме. А детские книги ругали и те, кто ценил ее: «тратишь талант на глупость».
Но ведь многие эпизоды ее сказок воспринимаются как метафоры.
Вот птица Карамба пытается узнать у человека, кто такой Юппи:
« Онтология! Субъективизм! крикнула она для начала, едва влетев в комнату к Умному Человеку.
Опять затвердил! крикнула Умному Человеку из соседней комнаты его жена.
Субъект, объект и предикат! сказала еще Карамба, прежде чем приступить к делу.
Умный Человек молчал, словно подавился.
Тогда Карамба сказала:
Кто я? Кто ты? и еще раз: Кто я? Кто ты?
Потрясающе! закричал наконец Умный Человек. С птичьими мозгами, и так разговаривать!
Кто я? Кто ты? попробовала его вразумить Карамба. Кто мы? Откуда?
Но Умный Человек повел себя совсем
Лови ее! крикнул он. Я посажу ее в клетку и буду развлекать своих гостей!
Карамба этого не ожидала и впопыхах не сразу нашла окно
Когда слишком много мыслей, говорила она потом Юппи, то уже ничего не видно. Я думала,
Сейчас книги Натальи Сухановой можно прочесть только в Интернете.
Средствами, достаточными, чтобы печататься, она не располагает.
Когда в 90-е мы поняли, что за издание книг надо теперь платить, я спросила мужа: «Если не уверен, что не напечатают, зачем писать?». Затем, ответил он, что, когда пишешь, думаешь
У меня многое надумано, но я еще даже не дошла до этих лет. Бутылка с посланием брошена в море, а кто ее выловит? Но я не могу не писать.
Справка «НВ»
Наталья Алексеевна Суханова родилась в Томске в 1931 году. В 1939 году вместе с семьей переехала в Железноводск, в 1948 году приехала в Москву для поступления в институт. После окончания института работала юристом в Калининской области, после переезда на юг экскурсоводом, журналистом, техническим секретарем. Жила в Пятигорске, Тырныаузе, Таганроге. В Ростов переехала
Публиковаться начала в 1961 году в журналах «Молодая гвардия», «Новый мир», «Октябрь», «Дон», «Наш современник». С середины 60-х ее повести и рассказы стали выходить отдельными изданиями. По книге «Кадриль» был снят художественный фильм «Прошлогодняя кадриль». Рассказ «Делос» вошел в американскую хрестоматию по русской литературе.