Православные в такие дни воздерживаются от животной пищи, мусульмане – от еды днем, у буддистов их, можно сказать, нет вообще. Речь идет о постах.
И хотя, как подчеркивают люди церковные, в их соблюдении важен прежде всего духовный аспект, многие из нас привыкли воспринимать пост именно как умеренность в пище. Даже диету сегодня часто приурочивают именно к посту. И, в общем, если придерживаться народной традиции, не так уж это неправильно. По крайней мере, в словаре В.И. Даля в определении поста «воздержание от скоромной пищи» выносится на первое место. Каким же должно быть это воздержание, и должно ли оно быть вообще?
Посты в православии
Они должны восприниматься верующими людьми прежде всего как праздник. Ведь это время, которое специально предназначено для того, чтобы человек стал лучше. В обычные дни люди часто не могут сдержаться от того, чтобы не согрешить, а в пост православные должны о своих греховных порывах думать особо и удерживаться от них, тем более что в это время господь сам помогает желающим стать на правильный путь, дает им силы. В пост нужно особо заботиться о мире в своей душе и здоровье в теле.
Заставить человека поститься, рассказывает отец Анатолий, клирик храма преподобного Серафима Саровского, не может никто. Он должен сам взять на себя обязательства. И они могут вовсе не заключаться в том, что верующий в точности будет следовать церковным канонам. Собирающийся поститься, главное, должен трезво взглянуть на себя и решить, от чего пагубного его может избавить конкретно этот пост.
Всего в православии существует 4 поста, не считая однодневных, по средам и пятницам, а также постов в честь трагических событий, например пост в память об усекновении головы Иоанна Предтечи. В однодневные посты верующие воздерживаются от животной пищи, как и в остальные. Но если в посты перед Рождеством и перед празднованием дня Петра и Павла рыбу есть можно, то в остальные этого делать почти нельзя. Предпасхальный пост и пост перед Успением в августе считаются сложными. Имеется только два дня в Предпасхальном посту и один в Успенском, когда можно употреблять рыбу. Кроме того, в начале Великого, Предпасхального, поста желательно три дня воздержаться от пищи вообще. Не рекомендуется также есть в первой половине дня в рождественский и крещенский сочельники:
Посты в мусульманстве
Они означают отказ, воздержание. Отказ от еды, воды и близости в светлое время суток. Даже любой предмет больше горошины, если его проглотить умышленно, считается нарушением поста. Главное в мусульманском посте намерения.
Аллах желает облегчений и не желает затруднений, рассказывает имам хатыб Наиль Джафарович Бикмаев. Создатель любящий, и не хочет вреда человеку.
Поэтому в исламе, как и в православии, люди, имеющие проблемы со здоровьем, могут не воздерживаться от необходимой пищи. Так же не ограничивать себя в еде могут и путники. Однако по возвращении домой они обязаны соблюсти пост в другие дни. Что же касается людей, которые не имеют возможности воздерживаться от принятия пищи по состоянию здоровья, то они обязаны накормить бедняка такое же количество раз, сколько сами должны были бы от нее отказаться.
Вообще в исламе все посты делятся на обязательные и добровольные. К обязательным относится Рамазан, который длится не более 30 дней, а к дополнительным каждый понедельник и четверг. Кроме того, мусульманин должен поститься по три дня в месяце, так как в исламе за одно хорошее дело человек получает десятикратное вознаграждение. Если человек постился три дня, то перед Аллахом он словно бы воздерживался все тридцать.
Запреты с едой в пост для мусульманина такие же, как и в обычные дни: нельзя есть свинину, употреблять спиртное, курить, есть любое мясо не запретного животного, которое не зарезано с именем Аллаха.
Вообще Рамазан в исламе называют «щедрый». Потому что отнимает он у человека мало, а дает много. Пост в исламе это духовное очищение, в первую очередь. Голодание помогает понять человеку чувства обездоленного. Голодающий становится более милосердным. Кроме того, Рамазан привязан к лунному календарю. Каждый год он передвигается
Посты в буддизме
Их в знакомом для нас понимании этого слова во многих школах буддизма не существует, рассказывает Станислав Богатин, секретарь Ростовского буддийского центра алмазного Пути школы Карма Кагью. У этого есть несколько причин. Основная заключается в буддистском взгляде на тело как на инструмент принесения пользы всем существам и защиты их от страданий. То есть пища это то, что необходимо для нормального функционирования организма. Здоровая пища в умеренных количествах вот, что хорошо для буддиста.
Однако у представителей этой религии
Посты как диета
Посты как диета, считает Игорь Николаевич Бычков, ассистент кафедры клинической диетологии РостГМУ, очень даже полезны, по крайней мере, православные. Потому что дробное принятие легкой растительной пищи, в общем, только способствует улучшению работы организма. Однако при этом посты нужно выдерживать от начала до конца в точном соответствии с нормами.
Придерживаться их нужно только людям здоровым, считает специалист. Кроме того, если человек в своих силах не уверен, то тоже незачем прибегать к воздержанию.
Также, отмечает диетолог, очень важно правильно выходить из поста. Проблемы со здоровьем, как правило, и возникают именно в период разговения. Организм привык к поглощению легкой пищи, поэтому особо налегать на жирную, трудноусвояемую еду не стоит. Это прямой путь к панкреатитам, холециститам.
Правда, рассказывает врач, в период поста организм в должной мере все же не получает белка, однако, если верующий не страдает болезнями, ведущими к истощению, например, туберкулезом, подобное воздержание пойдет ему только на пользу.
Мусульманский пост тоже может пойти во благо, отмечает специалист, только если приемы пищи будут не очень большими, и в рацион не войдут тяжелые блюда.
Что же касается буддистов, то здесь Игорь Николаевич ответил однозначно:
Умеренность, она хороша всегда и во всем. Если человек не нагружает особо свой организм, то, в принципе, и разгружать его не к чему.