Через четыре года исполнится ровно сто лет, как известный ростовский книгоиздатель и благотворитель Николай Парамонов выстроил для любимой жены особняк в неоклассическом стиле. Сегодня к зданию, в котором ныне размещается зональная научная библиотеки ЮФУ, привлечено всеобщее внимание.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Причина в качестве недавно оконченных реставрационных работ. А по большому счету речь идет все о той же наболевшей проблеме сохранении памятников истории, культуры, архитектуры.
Поскольку дело касается известного особняка Парамонова, вольнодумного сына того самого ростовского купчины Елпидифора Парамонова, который владел многими зерновыми ссыпками, мельницами и пароходами, то резонанс в обществе вполне объясним. Ростовское отделение ВООПиК инициировало обсуждение ситуации. На «круглый стол», что состоялся прямо на террасе отреставрированного северного фасада, пришли ростовские реставраторы, архитекторы, представители министерства культуры, Росохранкультуры, СМИ и общественности. К сожалению, отсутствовали представители ЮФУ, пользователя и заказчика работ.
Дом для Парамонова строил Эберг
Напомним, речь идет не просто об одном из красивейших особняков на Пушкинском бульваре донской столицы, но о памятнике федерального значения.
Здание было построено известным ростовским архитектором Л.Ф. Эбергом в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны. В 1918 году здесь заседал
Благие намерения
Толчком для нынешней реставрации стал, как можно предположить, визит в Ростов Д. Медведева еще в его бытность
Университет, согласно федеральному закону № 94, объявил открытый конкурс (средства на капитальный ремонт выделены из «федеральных денег»). Выиграла его творческая мастерская «Новая Аттика», разработан проект архитектором Владимиром Кириязиевым. Надо сказать, что раньше был разработан качественный проект реставрации особняка Парамонова известным ростовским архитектором и экспертом в области реставрации Юрием Солнышкиным, поскольку университет давно вынашивал планы о приведении библиотеки в порядок.
Тендер на выполнение работ выиграла строительная фирма «Эмир», имеющая лицензию на выполнение реставрационных работ, однако никак себя прежде не зарекомендовавшая
Довольно быстро выяснилось, что рабочие «Эмира» не справляются с возложенными на них задачами: к декабрю 2009 года, когда работы по условиям подряда должны были быть завершены, еще ничего не было готово. Чтобы исправить положение, руководство «Эмира» привлекло к работе специалистов фирмы «Аурель», известных высоким качеством работ при реставрации таких объектов, как ростовская городская Дума, здание
Профессионалы из «Аурели» исправили, что смогли, сделав все в рамках проекта архитектора Владимира Кириязиева.
И модно, и гламурно. Но при чем здесь реставрация?
Собравшиеся на «круглом столе» специалисты достаточно резко оценили качество работ. Гранитные ступени, покосившиеся и стертые за век ногами многих поколений ростовчан, были заменены на плиты из керамзита. Вместо изящных оконных рам появились типовые металлопластиковые окна с грубыми отливами, не предусмотренные Эбергом. Отделку блестками колонн северного фасада
По мнению Любови Волошиновой, архитектора
Сегодня свежий северный фасад
Крайний заказчик?
Кем должны контролироваться работы по реставрации памятника федерального значения?
«У нас нет полномочий для проверки объектов малого бизнеса, каким является подрядчик фирма «Эмир». А потому заказчик и пользователь, каким выступает ЮФУ, который, кстати, ни разу не обратился к нам, несет полную ответственность за качество выполненных работ, сразу сняла ответственность с Росохранкультуры ее руководитель Татьяна Селедцова. Если у ЮФУ не хватило денег на выполнение того объема работ, который был запланирован, надо было вовремя остановиться. А если у пользователя возникли сомнения в качестве работ, то стоило обратиться к юристам, экспертам архитекторам, к специалистам технадзора».
Выходит, потерять памятник достаточно легко. Лицензии подрядчикам на выполнение реставрационных работ выдаются сегодня направо и налево порядок выдачи заявительный: сдал пакет требуемых документов получил лицензию. А то, что работы будут выполнять мигранты землекопы из Киргизии или Туркмении, никогда не имевшие дела с реставрацией, не волнует никого. Сегодня в Ростовской области действуют примерно 50 таких лицензированных фирм. Вот только допускать многих из них к реставрации памятников нельзя проверено на печальном опыте.
Авторский надзор за ходом работ чаще всего отсутствует вопреки условиям контрактов. То ли авторы проектов не получают за это отчисления, то ли ленятся контролировать ход работ и не хотят ругаться с подрядчиком?
Слово экспертов в таких случаях не последнее. Их в Ростове достаточно уважаемые люди с незапятнанной репутацией. Но экспертная комиссия все еще только формируется, поскольку отсутствует положение об аттестационной комиссии
Занятная получается ситуация. Выходит, виноват во всем Южный федеральный университет, который, руководствуясь самыми благими намерениями, начал приводить памятник в порядок?! Не проще было бы для ЮФУ вообще ничего не делать? Тогда бы не «назначили» его виноватым?
Историческая зона есть, истории все меньше
Получается, что и существующий ныне генплан развития Ростова, и утвержденные, наконец, охранные зоны исторического ядра города вовсе не гарантия для сохранения памятников?
И как быть в ситуации, когда Росохранкультура по объективным причинам устранилась от контроля над ходом подобных работ по реставрации уникального памятника?
«Это формальный подход чиновников к проблеме, считает председатель ростовского отделения ВООПиК Александр Кожин. Ведь с самого начала было ясно, что на объекте особняке Парамонова не все ладно. В этой ситуации Росохранкультура могла бы, не нарушая закон, инициировать проверку, но не сделала этого. В результате имеем то, что имеем Чтобы не было повторения подобных случаев, остается один выход общественная экспертиза Еще несколько лет назад по нашей инициативе губернатором был создан Совет по сохранению исторического центра Ростова. Но он ни разу так и не собрался А такой Совет мог бы осуществлять общественный контроль и бить тревогу каждый раз, когда ситуация с очередным памятником становится критической. Вот и получается: охраняемая историческая зона в Ростове есть, а истории все меньше »