— Тетя Ульяна, продай балалайку! — Продать не продам, а вот обменять могу. У меня лиса курят задушила. Принесешь два куренка — бери балалайку.
И девочка Оля семи лет побежала просить у мамы двух цыплят. Мама удивилась, но цыплят дала, хотя время было тяжелое, эта живность и на своем дворе была не лишней. Дала не потому, что баловала Олю и ни в чем не могла ей отказать, а потому, что и сама любительница народной музыки великая.
Балалайка оказалась без струны, но Оля не растерялась. Взяла у дедушки тонкую проволоку и ловко ее натянула.
В их доме была гитара, Оля давно мечтала играть на ней, но гриф у гитары широкий, детской ручке его трудно обхватить. А балалайка в самый раз.
Играть на балалайке она выучилась самостоятельно, по слуху и по наитию. Потом так же освоила гитару и баян.
Удивительно ли, что девочка с такими способностями решила стать культработником? Наверно, могла бы сделать неплохую карьеру, но мысль о том, чтобы покинуть родные места, ее не согревала. Нравилось ей в хуторе Мрыховском, его и прославила: создала один из самых интересных на Дону фольклорных коллективов Мрыховский казачий хор и уже почти 45 лет им руководит. Зовут ее Ольга Васильевна Пономарева.
А началось тогда все с того, что в райотделе культуры поставили перед Пономаревой задачу: придумать к конкурсу народных талантов в честь
Объединения в искусстве по принципу родственных связей воспринимались тогда неоднозначно. Только
Мрыховский новорожденный творил чудеса: победил в районном конкурсе, послали на областной и там вышел в победители: репертуар не затертый (песни из собрания мамы Ольги Васильевны Елизаветы Никандровны Меркуловой старинные, мелодичные), певцы голосистые, из музыкального сопровождения только бубен.
Мрыховцев поздравили: ведь теперь им предстояло выступить в Москве. Но, честно говоря, обрадовало это известие не всех. Одна хористка ехать в столицу наотрез отказалась: есть дома дела. Двое других ради этой поездки даже продали коров, чтоб никого не обременять просьбами о присмотре за хозяйством.
Страдали не зря: устроители большого праздничного концерта во Дворце съездов решили, что мрыховским и репетировать не надо, а вместо репетиций предложили дать концерты в знаменитой Таманской дивизии, на предприятиях Москвы и Подмосковья. Фирма «Мелодия» вскоре пригласила их записать грампластинку, а когда хор выдвинули на присуждение звания «народный», экспертная комиссия подумала, что в документы вкралась ошибка: не может быть, чтобы новоиспеченный коллектив достиг таких высот. Звание, кстати, присвоили.
В тот же год благодаря хору пополнилась и копилка местных анекдотов.
Пусть расскажут вам про сопрано, говорили мне со смехом, узнав о моей предстоящей встрече с мрыховцами.
А дело было так. На областном этапе того конкурса в Ростове несколько коллективов готовили к совместному исполнению песни в концерте.
Вы сопрано? спросили у одной хористки.
Я из Мрыхова! гордо ответила она, решив, что сопрано
Для нынешнего состава Мрыховского народного хора музыкальные термины привычны. Теперь в нем уже и культработники, и работники народного образования. Недавний хорист учится в Ростовском училище искусств, недавняя хористка в консерватории
В этом году мрыховцы уже во второй раз вместе с известным фольклорным коллективом «Вольница» открывали
Жаль, с транспортом у коллектива проблема: особенно зимой ездить с выступлениями на такой машине рисковать здоровьем. А так легки на подъем. Впрочем, и зимой все равно ездят: на ноги валенки, поверх пальто, курток одеяла и в дорогу
Однажды в Москве Ольгу Васильевну Пономареву в числе других народных исполнителей пригласили на прослушивание
В одиночку эти песни играть нельзя, тускло звучат, возразила Ольга Васильевна и сказала, что нужно как минимум еще два исполнителя.
Так они тогда и не поняли друг друга.
Зря она не поехала во Францию, говорила мне одна из хористок. Такой шанс раз в жизни бывает.
А Ольга Васильевна ничуть об этом не жалеет. Подумаешь, счастье: стать русской экзотикой во Франции Играть любимые с детства песни, передавать их другим, видеть, что их понимают, вот это да! Вот это хорошо. От этого и вправду душа поет.