Субъективные заметки с VII международного фестиваля «Jazz по-ростовски»
Фото/Видео: Александр Поготов
В минувшие выходные в Ростове играли джаз. А вместе с Ростовом джазовые ритмы отбивались еще в Азове, Таганроге, Шахтах. Старый добрый «Jazz
Эх, если бы еще лет 30 назад
Кого-кого,
Ну, какой
Ансамбль солистов под управлением тромбониста оркестра Игоря Бутмана Павла Овчинникова и саксофониста
Пусть не покажется это вам удивительным, но джазовые музыканты никогда не делились на солистов и статистов, на главных и второстепенных, на столичных звезд и провинциальных таперов. Критерий в джазе всего один профессионализм. Жесткий критерий, даже безжалостный. Но честный, как вся эта удивительная музыка. И когда рядом с московскими мэтрами занимают места пианист Николай Иоаннисян, саксофонист Анатолий Кирничный, ударник Сергей Аджемов и другие ростовчане, это лучше чего иного говорит об уровне ростовского джаза.
Вот бы так и в нашем ремесле я имею в виду журналистику. Был у нас краткий миг на рубеже веков, когда газеты, радио- и телеканалы вдруг стали одинаково самодостаточны, заговорив своими голосами о том, что волнует. Но волна свободы быстро спала, и снова появились главные газеты, главные каналы. И снова столичные мэтры снисходительно потрепывают по плечу
Хорошо, что в джазе не так. Иначе он просто не был бы джазом. Да что там! перестал бы существовать как музыка. Но вот существует, продолжает жить и развиваться. И как доказательство тому на сцену выходит еще один
А пока Кондаков садится за рояль и рождается очередное маленькое чудо. А как иначе, скажите, назвать пьесу «Заброшенный парк», если этот парк буквально возникает перед глазами? С его подлеском, качающимися под ветром сплетенными верхушками деревьев. С его обильно усыпанными опавшей листвой булыжными тропками, по которым, нарушая тишину,
По сути дела, любую джазовую пьесу в исполнении настоящего артиста,
Джазу, как настоящему искусству, подвластно все от легендарного стандарта «Когда святые маршируют» до моцартовской «Маленькой ночной серенады». Уверен: австрийский гений, услышав свое творение в аранжировке ростовского диксиленда «Dixie Friends» под управлением Владимира Лапина, не только не возмутился бы, но, глядишь, еще и подыграл бы музыкантам на своей скрипочке. Славный ансамбль получился бы
Удивительная
Свобода это вообще квинтэссенция джаза. Воздух, которым питается это искусство. Наверное, оттого во все времена власть наша на джаз взирала искоса и с опаской. «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст ». Анекдот, конечно, но своя сермяжная правда тут имеется. Партийные идеологи всеми своими отравленными догматизмом печенками чуяли опасность, исходящую от этой музыки. Понимали, как меняет она человека, раз от разу делая его смелее и независимее во взглядах и суждениях. Потому так яростно и набрасывались на джаз и джазменов, на полном серьезе приравнивая игру на саксофоне к покушению на устои общественной морали.
Однако джаз, как трава сквозь асфальт, продолжал прорастать в нашу жизнь.
Но позвольте вам заметить: сегодняшние ростовские фестивали по размаху и уровню ничуть не уступают тому давнему таллинскому. Вот только организуют его вы не поверите! всего несколько человек. Группа единомышленников во главе с энтузиастом джаза Рафаилем Хайрулловичем Туишевым. Человеком с далеко не богатырскими плечами и отнюдь не комсомольским возрастом чего, впрочем, не скажешь о натуре. Но вот результат
Так почему эти люди, пусть и беззаветно любящие джаз, из года в год вот уже семь лет подряд берутся за тяжелейшую работу по организации ростовского джазового праздника? Почему год от года ставят перед собой все более сложные задачи, повышая статус фестиваля и его уровень? Наверное, потому, что понимают: джаз эта та самая музыка, которая очень нужна сегодня нашей донельзя закомплексованной стране.
Хочется повторить: джаз день ото дня меняет человека, делая людей свободнее. И тех, кто играет, и тех, кто слушает. В этом смысле два ростовских джазовых вечера минувших выходных это как два глотка свободы.
Вчера. Сегодня. Завтра.
Через время, через расстояния