Необычная «лаборатория» для драматурга, актера и зрителя открылась в Ростовском областном академическом молодежном театре. Для южной столицы Первый фестиваль современной драматургии «Ростовские чтения» дебют, хотя во многих других городах подобные мероприятия проводились уже не раз.
Привычные спектакли сменяются на фестивале читками. Для пьесы это проверка на прочность: обсуждение со зрителями, завершающее читку, показывает, насколько пьеса готова для театра, нужно ли что-то менять в ней и как правильно её преподнести. Для фестиваля этот формат выбран не случайно: цель «Ростовских чтений», по словам организаторов, не только поиск новых авторов, но и нового зрителя, установление контакта между ними. Для авторов это хороший шанс опробовать свои произведения на людях, а не «на кошках». Для зрителей не только понять, как создается драматическое произведение, но и непосредственно поучаствовать в этом.
К участию в фестивале для начала пригласили только ростовских авторов. В результате выбрали трех драматургов, чьи постановки показались организаторам наиболее интересными. В «копилке» Марии Зелинской уже имеются награды многих драматургических конкурсов. В «Ростовских чтениях» участвовала ее пьеса «Детки в клетке», основанная на реальных событиях. Спектакли по пьесам Сергея Медведева сегодня уже идут в театрах России, Украины, Германии, Венгрии. На фестивале он представлял пьесу «Бог в пальто», которая готовится к публикации в журнале «Современная драматургия». Сразу с двумя пьесами познакомила зрителей Анна Донатова. Мистический триллер «ТудамСюдам» уже оценил московский «Театр читок», а пьесаэксперимент «В моей сексуальности виновата кошка» выиграла в конкурсе «Кино без пленки», вошла в шортлист конкурса «Свободный театр», а также была представлена в форме читки в московском Театре.Doc и в театре города Штутгарт (Германия).
История о том, как публицисту, блогеру и начинающему драматургу Владимиру Голышеву отказали в читке его «Пребиотиков» в рамках фестиваля, прошумела в СМИ. В основе сюжета произведения фигура Владимира Путина и его взаимоотношения с женой, опальным мэром Лужковым, людьми из администрации президента, самим президентом. После скандала организаторов «Ростовских чтений» обвинили в страхе перед властью. «Пьеса не прошла по художественным соображениям, а вовсе не изза какихто наших боязней. Мы объяснили это Голышеву и предложили почитать пьесу на альтернативных площадках. Если ктото хочет продолжать раздувать этот «скандал», пусть для начала прочтет само произведение», комментируют организаторы.
«Ростовские чтения» это не конкурс, поэтому выбирать лидеров среди драматургов не стали. Новорожденный фестиваль ставит для себя пока только одну цель увидеть реакцию зрителей. Именно тогда станет ясно, какое будущее ждет «Чтения».
Уже сейчас можно сказать, на этом организаторы останавливаться не собираются. В планах сделать фестиваль сезонным и приглашать современных драматургов со всей России, а в надеждах новые авторы и зрители.
Виктория СЕРИКОВА, студентка ЮФУ