Первую свою гитару Владимир Сердюк купил у Владимира Кузьмина, вторую — у Владимира Мулявина. Никого из великих раньше лично не знал. Просто во время гастролей артистов в городе заходил, знакомился. Гитарист гитариста всегда поймет…
Владимир Сердюк уверен, что ко всему в этой жизни следует относиться проще. Нужны контакты знакомься, хочешь
Завод вместо консерватории?
Он и сам занимается только тем, что нравится. Знакомство с гитарой у будущего музыканта произошло в 8-м классе. Бабушка принесла инструмент от соседей, чтобы заболевшему ангиной внуку было чем заняться. Подросток побрынчал как мог, и на этом все закончилось. Зато когда через год в Доме пионеров он впервые тронул струны электрогитары, был потрясен: совершенно необычное звучание.
Все лето мальчик учился играть, иногда дни напролет. До всего доходил сам,
После
Владимир ушел с производства и стал готовиться к поступлению в музыкальное училище. Но ни в Ростове, ни в Таганроге не было классов шестиструнной гитары. Что было делать?
Три вместо шести
Он
На втором курсе у меня родился сын. Мне нужны были деньги, рассказывает Владимир Васильевич. Можно зарабатывать и с балалайкой, но музыкант всегда должен быть первым, а достигать совершенства с тремя струнами мне не
Выступать в ресторанах и кафе Сердюка всегда звали сами. И гитаристов тогда было еще не так много, и инструмент у него был.
Чтобы купить первую гитару, подрабатывал грузчиком. Стоили гитары тогда большие деньги, а главное, достать инструменты было непросто, особенно импортные. Но были Кузьмин, Мулявин, другие артисты. Струны и педали Сердюк умудрялся доставать благодаря иностранцам. Играя в ресторанах «Волна» и «Таганрог», где постоянно обедали туристы, он тайно передавал им записки с просьбами и доллары, а они потом якобы преподносили ему подарки в виде этих самых струн и педалей. Принимать подарки от иностранцев было можно, общаться с ними фактически нет.
Свадьбы, школа и душа
Владимир Васильевич уже больше 20 лет работает в музыкальной школе. Считает это своим основным и любимым занятием:
Гитара инструмент особый. На ней почти каждый мечтает научиться играть. Но представления об игре у всех разные. Дети, которые ко мне приходят, часто думают, что все сводится к паре аккордов и трясению головой. Ну, как «Ранетки»! Когда же я им показываю игру на классической гитаре, удивляются невероятно. Они и не предполагали, что на гитаре можно играть такие вещи. И вот те, кто непременно хочет повторить то, что я показал, ко мне и приходят. Учить нескольким аккордам это не мое.
Раньше Владимир Васильевич ходил по школам, играл на гитаре, рассказывал об инструменте. Теперь школы строго охраняются, и попасть в них непросто. Можно договориться с директором, но не все на контакт идут охотно.
Это же детям нужно! возмущает Владимира Васильевича положение вещей.
Ничего! реагируют директора. Им бы школьную программу осилить.
И это так, понимает Владимир Васильевич. Сегодняшние дети сильно отличаются от тех, которые приходили к нему двадцать лет назад. Замученные, уставшие. Поспевать за школьной программой им непросто. Раньше они много занимались инструментом дома, теперь до гитары у них руки не доходят. Педагоги стараются успевать все на занятиях, чтобы дома дети брали в руки инструмент только по желанию.
Владимир Васильевич всегда учитывает, в каком состоянии приходит ученик. Может весь урок, например, просто играть ребенку на гитаре. А бывает, понимает нужно ловить момент и форсирует обучение, насколько возможно. Больше всего гитаристу нравится наблюдать, как загораются глаза у детей, когда у них
Сегодня везде педагоги жалуются на обилие документов, которые им приходится вести, заполнять. Что в музыкальных школах? спрашиваю Владимира Васильевича.
Бумаг стало больше. Но меня волнует другое. Мы сегодня зависимы от того, побеждают ли наши воспитанники на конкурсах или нет. Дипломы же, как правило, «оставляет» себе принимающая сторона. На зарубежных конкурсах судят вполне объективно, но к соревнованиям там не имеют никакого отношения министерства культуры, поэтому эти победы не засчитываются. Представьте, что происходит с ребенком, который знает точно он лучший, а не получает даже поощрительного приза! Какие слова нужно найти мне, чтобы у человека навсегда не пропало желание играть дальше?
Не всегда с этим же справится и взрослый. Талантливые люди нередко не выдерживают, бросают преподавание. Да и жалование, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Владимир Васильевич старается справляться:
Фото из архива Владимира Сердюка