Один из самых необычных театров нашей области состоит из артистов от 6 до 17 лет и исполняет оперы, сочиненные для детей. Порой его так и называют — Детский оперный, порой Детский музыкальный, поскольку его репертуар включает также мюзиклы и музыкальные сказки. Официальное название этого коллектива — Образцовый детский театр музыкальных миниатюр «Эксперимент».
— Это был прежде всего мой эксперимент над собой, — отвечает на вопрос о его создании основатель и руководитель «Эксперимента» Наталья Дмитриевна Богушева.
Миллион в газете
Нередко на фестивалях и конкурсах, проходивших за пределами нашей области, «Эксперимент» принимали за самостоятельный муниципальный коллектив и удивлялись, узнав, что это, по сути, студия при Центре внешкольной работы бывшем Доме пионеров. Прежде чем решиться на создание детского театра, Богушева 16 лет работала концертмейстером в разных коллективах Дома пионеров.
Казалось бы, опера такой специфический жанр, что попробуй еще найди детей, которым он был бы интересен. Что это за загадка не знаю, но за двадцать с лишним лет существования «Эксперимента» Богушевой ни разу не пришлось развешивать по Таганрогу объявления о наборе в этот коллектив, тем более ходить по школам с агитационными беседами. Недостатка в желающих нет. Сегодня в «Эксперименте» уже более 90 детей. Действительно труппа! При том, что начинался театр с пяти ребят, которые спели мини-оперу Бойко по басне Крылова «Квартет».
«Эксперимент» выпускает один-два спектакля ежегодно. На его счету множество побед на конкурсах и фестивалях от городских до международных. Взглянуть со стороны родился театр под счастливой звездой, а его история это путь от успеха к успеху. Однако рассказ Натальи Дмитриевны о становлении «Эксперимента» и памятных эпизодах его жизни скорее рождает сравнение с катанием на «американских горках» такие там крутые виражи. Другое дело, что судьба посылала этому театру людей, которые помогали ему в трудные минуты, открывали перед ним новые горизонты.
Таким человеком был тогдашний главреж таганрогского чеховского драмтеатра Борис Горбачевский. «В Москву! В Москву!», восклицали известные чеховские героини. «На фестиваль! На фестиваль!», сказал Горбачевский, когда увидел вторую по счету постановку «Эксперимента» мюзикл Баневича «Безумное воскресенье» по мотивам романа о Томе Сойере. В Воронеже как раз намечался фестиваль детских любительских театров, и оргкомитет был не против включить в его программу спектакли таганрожцев. Но в труппе были уже 27 человек. Для поездки требовался целый автобус.
Это было время, когда зарплату на предприятиях не выплачивали месяцами, поэтому рассчитывать на финансовое участие в этом деле родителей ребят не приходилось. Искать спонсоров среди «малиновых пиджаков» Богушева не умела. Но, к счастью, у нее была подруга, которая увлекла одного из предпринимателей идеей налоговых льгот, обещанных спонсорам, вкладывающим в культуру, тогда об этом много говорили.
Очень скоро этот человек, в недавнем прошлом морской офицер, понял, что с этими льготами столько бюрократической мороки, что лучше и не надо. Но нужную сумму театру дал: просто пришел и принес пачки купюр, завернутые в газету.
Неописуемая радость Богушевой сменилась тяжелым потрясением, когда после спектакля началось его обсуждение театральными деятелямипрактиками и теоретиками, членами жюри.
Это была такая суровая критика, что, думала, не доживу до окончания этого разбора, вспоминает Наталья Дмитриевна.
Детям она, конечно, сказала, что все в порядке, а следующий день преподнес сюрприз. Вчерашние зрители, узнав на улице таганрогских артистов, радостно их приветствовали. А потом было подведение итогов фестиваля, и одна из опытных, авторитетных его участниц сказала, что больше всего ей понравился на этот раз новый театр из Таганрога.
В общем, воронежский урок был таков: надо работать, стремиться к совершенству. Оценки же труда могут быть самыми разными и неожиданными. Как и фестивальные ситуации.
«Эксперимент» развивался стремительно, получил звание образцового. Вот и на тот фестиваль в Питере ехал со стремлением бороться и побеждать.
На вокзале нас встретили представители оргкомитета, отвели меня в сторону и прошептали: «Конкурс завершился. Вы опоздали», - рассказывает Наталья Дмитриевна.
Можно только поразиться ее воле и самообладанию, с которым она, мгновенно сориентировавшись, также тихо, но твердо ответила:
Мы приехали в свой срок. Пусть у вас уже распределены все места, и ничего не изменить устройте нам выступление и обеспечьте присутствие в зале хотя бы одного члена жюри.
Член жюри требовался для декорации: чтобы дети отыграли спектакль с настроением, прежде чем Наталья Дмитриевна сообщит им о досадном недоразумении и о том, что в конкурсе они, увы, не участвуют.
И не было бы счастья, да несчастье помогло: искупая свою вину, питерцы предложили «Эксперименту» выступить в этнографическом музее! Дети были в таком восторге, как будто получили главный приз.
Призы, включая главный, они не раз получали в Москве, на всероссийских фестивалях любительских театров, выступали на сцене прославленного детского театра Натальи Сац.
В числе больших поклонников таганрогского «Эксперимента» был клуб московских учителей «Доживем до понедельника». Благодаря этому клубу «Эксперимент» получил приглашение показать комическую оперу Холминова «Хирургия» (на чеховский сюжет) в Госдуме. Зрителями были лучшие учителя страны, депутаты. Проблему проживания в дорогой нашей столице решила председатель этого клуба Эмма Раутбарт: разместила немногочисленную на сей раз таганрогскую делегацию в своей квартире. Спать пришлось: кому в ванной, кому на полу, но зато «выступление в Госдуме» это звучит. И производит впечатление.
Не в большой,
а чтоб с душой
Известно, что первыми в наших краях распробовали и полюбили оперу именно таганрожцы. Этот исторический факт навел меня на мысль: а, может, Богушева создала «Эксперимент» не просто так? Может, была у нее сверхзадача: ну, скажем, чтобы на базе «Эксперимента» в Таганроге вырос другой театр профессиональный оперный?
Она аннулировала необходимость задавать такой вопрос, сказав вещи, на первый взгляд, несколько странные:
Я не отношу себя к фанатам сцены, оперного искусства. Не могу даже назвать себя человеком, фанатично влюбленным в театр. Мой критерий: «Чтобы за душу брало».
Много лет назад, в 1969 году, мне посчастливилось побывать на оперных спектаклях по произведениям Чехова, которые показывал замечательный театр под руководством Бориса Александровича Покровского, гастролировавший тогда в Таганроге. В первом отделении была моноопера «Ванька», во втором «Свадьба». В те годы билеты на гастрольные спектакли было не достать, в первых рядах сидели завмаги, завбазами в золоте-брильянтах, для которых такой культпоход был статусным мероприятием, вопросом престижа. Но запел Ванька Жуков и так это было прекрасно, что в зале воцарилась благоговейная тишина, хотя любителей современной оперы там было явно немного.
Я музыкальный работник, поэтому, когда задумала создать детский коллектив, мысль о детском музыкальном театре напрашивалась сама собой. Но мое самое большое желание чтобы театр повернул детей к литературе. «Читайте, говорю им, читайте!» Без чего точно себя не мыслю так это без книг. «Войну и мир» в первый раз прочла в четвертом или пятом классе, и с тех пор читала книги запоем, Толстой, Чехов, Гоголь, Достоевский стали моими наставниками. Теперь дети, к сожалению, мало читают. Пытаемся приохотить.
Кастинги при приеме в «Эксперимент» суровые? Или в Таганроге что ни ребенок, то потенциальный певец?
Нет у нас кастингов. Принимаем всех желающих.
А если у желающего ни слуха, ни голоса?
Я прежде всего воспитатель, педагог, а потом уже руководитель театра. Не могу отказать ребенку, который хочет у нас заниматься: ужасает одна только мысль, что, в противном случае, он будет постигать законы улицы.
Одни у нас хорошо поют, другие неплохо, третьи способны только подпевать ну и что? Мы же не смену Большому театру растим? Главное, что у детей благодаря «Эксперименту» есть в жизни полезное занятие, интересное общение, возможность и стимул расширять кругозор. Очень важно, что эти принципы исповедует и директор нашего Центра Татьяна Валентиновна Янченко.
Подготовка к спектаклям не похожа здесь на обычные репетиции. В расписании уроки вокала и хореографии, основы дыхательной гимнастики. А занятия по культуре сценической речи, которые ведет актриса Тамара Беленко, это театр в театре. Литературный в музыкальном. Неудивительно, что с подготовленными под ее руководством номерами ребята участвуют в концертах, выступают на конкурсах чтецов.
Хотя театр не ставит цели подготовить воспитанников к дальнейшему актерскому пути, поступлением одного из солистов Миши Уманца в ГИТИС гордится. Сегодня Михаил Уманец артист столичного Театра-школы драматического искусства. Когда приезжает в Таганрог, заходит в «Эксперимент», помогает коллегам в работе над ролью.
Пока одна из групп «Эксперимента» готовилась к уроку вокала, я поинтересовалась у нескольких ребят, как они стали артистами.
Меня мама сюда записала, сказал третьеклассник Леша Кирюшкин.
Я видел несколько спектаклей «Эксперимента», понравилось, объяснил Миша Пальчун, который вскоре привел в труппу и школьного приятеля Сашу Щербатова. Неожиданно, увлекшись темой, Саша с Мишей заговорили между собой о том, что есть у них еще один знакомый, которому здесь бы понравилось. Я не стала их прерывать.