начался в Ростове. Сразу в двух музеях — областном изобразительных искусств и в музее русско-армянской дружбы — открылись выставки, посвященные юбилею удивительной художницы Гаянэ Хачатурян.

Шествие картин Гаянэ по музеям России и зарубежья назвал маршем куратор этих выставок, президент международного Фонда Гаянэ Хачатурян Валерий Ханукаев. Слово «марш» в таком контексте сначала показалось мне неудачным, но потом подумалось, что есть ведь еще и сказочные марши…

Названия многих работ Гаянэ похожи на названия поэтических сказок: «Зеркальная цветочница», «Красноволосые жонглерессы и танцующая кукла», «Актер, бабочка и шепот». И это не яркие обманки, как бывает у иных живописцев: на холстах Гаянэ и в самом деле словно фрагменты каких-то волшебных сказок. Или похожих на сказки снов.

— Гаянэ считала, что современный человек живет в скудном и скучном, неромантическом мире. Она подарила людям другой, где все по-иному, — говорит искусствовед Валерий Рязанов.

Она и сама была не от мира сего. Рисованием серьезно увлеклась в 12 лет, занималась в художественной школе, но дальше учиться не стала: предпочла самостоятельно изучать художественное наследие великих мастеров прошлого, брала уроки у тех художников, которых считала настоящими. Своими богами она называла Гомера, Гете, Гюго, Данте. Театр не посещала, опасаясь, чтобы тот, увиденный театр, не убил ее собственный. У нее был сильный голос необычного тембра, от матери она уна­следовала любовь к музыке и пению. Ей нравилось петь в церкви во время службы, но при этом она либо отходила в глубину храма, либо скрывала лицо под накидкой.

Гаянэ Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в Тбилиси и провела там всю свою жизнь. Для кинорежиссера Сергея Параджанова Гаянэ и ее картины были чудом, и всех своих друзей, приезжавших в Тбилиси, он приводил посмотреть на это чудо. Друзья поражались и восхищались, но Гаянэ такие экскурсии не очень радовали: суеты и шумихи она не любила. Гости отвлекали от работы.

Жизнь она вела аскетическую. Замуж не выходила, чтобы семейные обязанности и хлопоты не похищали время у ее картин. Картины она и называла своими детьми.

Валерий Ханукаев, узнавший Гаянэ, когда это имя было известно лишь в очень узком кругу, рассказывает забавный случай. Однажды Гаянэ пришла ночью к знакомым и сказала, что хочет увидеть ребенка. Что ж, Гаянэ — человек необычный, неординарный, поэтому эти люди не стали комментировать ее несвое­временное желание, они молча подвели ее к кровати своего спящего ребенка.

— Нет, я пришла к другому ребенку, — сказала Гаянэ и пояснила знакомым, что соскучилась по подаренной им картине.

У нее был период, когда она наиболее плодотворно работала ранним утром, и — довольно продолжительный — когда только ночью.

— Мне кажется не случайным совпадение: нынешняя Ночь в музее придется как раз на время, когда в наших залах будут гостить загадочные работы Гаянэ Хачатурян, — сказала мне заведующая музеем русско-армянской дружбы Маргарита Соколова. — К этой Ночи (19 мая) мы готовим сюрпризы. Главный из них — документальный фильм о Гаянэ Хачатурян, который демонстрируется очень редко и отсутствует в Сети.

Конечно, это прежде всего сюрприз от международного Фонда Гаянэ Хачатурян. Валерий Ханукаев, его президент, пообещал стать в эту ночь немножко волшебником: и в одном, и в другом музее, с его легкой руки, выставки обновятся, и посетители увидят уже другие творения художницы.

Работа обеих выставок продлится по 4 июня. Следующий марш Гаянэ по России предполагается предпринять не раньше чем через пять лет. А Ростов, кстати, не случайно стал первым пунктом его нынешнего маршрута: донской край — родина великого Мартироса Сарьяна, который одним из первых оценил необыкновенный дар Гаянэ.