Культура / №313 от 15 Июня 2012 г.

Сказки тысяча и одного телевечера


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Султан Сулейман, 10-й правитель Османской империи, был покорителем чужих земель. Посвященный ему телесериал «Великолепный век» покорил даже сердца тех, чьи предки не на жизнь, а на смерть сражались с османскими полчищами.

Впрочем, как сообщалось в наших СМИ, показ в самой Турции первых серий «Великолепного века» вызвал множество гневных откликов: где должный масштаб личности и событий? Разве все это — не искажение истории?

Надо сказать, что султан Сулейман I, прозванный современниками Великолепным, это для Турции, как Петр I для России. При нем Османская империя достигла вершины своего могущества. Сулейман Великолепный был законодателем и воином, поэтом и ювелиром, он прославился строительством дворцов, мостов и мечетей.

В сериале он представлен личностью не менее многогранной. Его портрет, конечно, приукрасили, как приукрашиваем мы нашего царя Петра, англичане — свою королеву Елизавету и т. д., наделяя этих персон изрядной долей юмора и человечности, чтоб было за что любить.

Почему же тогда, по крайней мере, на первых порах, на родине Сулеймана фильм о нем поднял заметную протестную волну? Хотелось, верно, чтобы на экране была безукоризненная сильная личность. А Сулейман там разный. Ведь в фильме больше не про его свершения, а про частную жизнь. Про любовь.

— Мы вошли в гарем падишаха, в его святая святых, — пытается объяснить необычность ситуации исполнитель роли великого визиря Ибрагима-паши Окан Ялабык.

Всегда и везде есть люди, оценивающие фильмы (равно как и книги) на исторический сюжет перво-наперво по степени их соответствия документальной правде. А в России еще прошел слух, будто «Великолепный век» снят по мотивам романа украинского писателя Павло Загребельного «Роксалана». Теперь во многих библиотеках на него — очередь, выдается по предварительной записи. Народ читает: совпадения есть, но в целом — совсем другая идея… Я попробовала восстановить историческую правду о Сулеймане и его дворе по современным книгам и статьям — сплошная путаница дат, имен, событий.

— Тексты, которые описывают эту эпоху, противоречат друг другу, — говорит и Халит Эргенч, сыгравший Сулеймана Великолепного и отчаявшийся найти последнюю истину в своих, турецких, библиотеках. Он призывает не воспринимать «Великолепный век» как учебник истории.

И все же понятно желание тех зрителей, которые благодаря этому сериалу словно совершают путешествие во времени. Попытаемся им помочь, немножко дорисовав увиденное ими на экране.

В фильме есть моменты, когда европейцы — немцы, итальянцы и т. д. свободно ходят по улицам средневекового Стамбула, и никто из местных жителей и головы не поворачивает в сторону этих явных чужаков. Так зрелище их было привычно?

По данным наших историков, столица Османского государства в период правления Сулеймана Великолепного насчитывала около полумиллиона жителей. Город был не только густонаселенный, но и многонациональный. Кроме турок, там проживали греки, армяне, евреи, арабы, албанцы, валахи, грузины, абхазы и т. д. — ведь еще со времен предшественников Сулеймана туда переселяли ремесленников из покоренных территорий, а многие такие ремесленники, не говоря уже о торговцах, и сами стремились перебраться в центр империи.

Наших современных донских зрителей, окажись они в том Стамбуле, могли бы принять за франков (ну это бы еще зависело от одежд), а франками там тогда называли всех западноевропейцев. Они работали в османской столице в составе дипмиссий, прибывали туда по торговым делам и т.д.

Конечно, только прогулки по средневековому Стамбулу нашим зрителям было бы мало. Им бы хоть одним глазком увидеть гарем, парк, в котором собиралась большая султанская семья… Почему нет, если по ходу фильма туда не раз проникали какие-то таинственные посыльные и заговорщики?..

Легко ли было затеряться среди обитателей гарема? Пишут, что его население достигало 10 тысяч человек. Ведь у каждой султанской жены и каждой фаворитки, у султанских сестер, не говоря уже о матери султана, был свой двор, по сотне прислуги.

Это в сериале, чтобы зрители не запутались, все яства и напитки готовит на небольшой кухне смешной толстяк-повар с двумя-тремя помощниками. На самом деле, как рассказывает, к примеру, Ш. Казиев в книге «Повседневная жизнь восточного гарема», у той же валиде-султан были и своя приготовительница кофе, и приготовительница шербета, а еще — наливательницы воды и хранительницы гардероба, и у каждой — свои ученицы, мелкие служки…

В каком же качестве или, точнее, под чьей маской легче было бы проникнуть в султанский гарем? Мне думается, что следовало бы рискнуть назваться помощницами портнихи. Портнихи там, верно, трудились день и ночь: ведь ни одна жена или фаворитка, если она не желала потерять расположение Повелителя, не должна была представать перед ним дважды в одном и том же платье.

И еще несколько слов о гардеробе. Если вы склонны к простудам, боитесь сквозняков, то это путешествие во времени лучше было бы наметить на теплое время года. Потому что надевать кофты, шубы, меховые накидки в гареме дозволялось лишь избранным, хотя во многих его помещениях было довольно прохладно.

Допустим, под видом портных, продавщиц драгоценностей или кого-то еще нашим зрительницам удалось проникнуть в гарем. Теперь важно не ошибиться дверью. На верхних этажах там обычно располагались покои избранных, прислуге отводили места на нижних.

Поэт и путешественник Жерар де Нерваль утверждал, что комнаты султанских жен были похожи одна на другую, как две капли воды: всюду одна и та же обстановка, все в одинаковых тонах. Даже коробки конфет для своих жен султан всегда заказывал одинаковые, чтобы дамы не перессорились из-за оберток. Правда, он описывал гарем уже более позднего времени. А было ли так при Сулеймане Великолепном?

В фильме падишах обедает, бывает, за одним столом со всей своей большой семьей. Французскому писателю и путешественнику 19-го века Теофилю Готье, который с султанами в их домашнем кругу не встречался, а вот гостем высших чиновником Блистательной Порты бывал, это показалось бы невероятным. Он уверял, что муж там никогда не разделяет трапезу с женами.

Есть и другие свидетельства: султан-де трапезничал трижды в день в одиночестве, ел с серебряных или фарфоровых блюд, которые подносили пажи. А где-то рядом, на всякий пожарный, дежурил лекарь…

В фильме султан порой очень близок к народу. Подобно калифу Гаруну аль-Рашиду из «Тысячи и одной ночи», переодевается простым смертным и ходит по людным местам Стамбула, желая узнать без посредников, что говорят о нем подданные, довольны ли его политикой, не терпят ли притеснений от чиновников.

В самом ли деле в средневековом Стамбуле можно было наблюдать подобную картину? Большой вопрос. Все же султаны не без основания крепко опасались за свою жизнь и очень заботились о собственной безопасности. При одном из предшественников Сулеймана просителю или другому лицу не из ближайшего окружения падишаха приблизиться к нему можно было лишь в сопровождении двух стражников, которые держали его под руки.

Словом, рассчитывать на теплую встречу в непринужденной обстановке с самим Сулейманом нашим зрителям-путешественникам скорее всего не пришлось бы. А смогли бы они побывать в необычном, украшенном в западно-европейском стиле дворце великого визиря Ибрагима-паши и его жены Хатидже?

Возможно, что и нет. По той причине, что неясно: действительно ли такая супружеская пара существовала. Когда кто-то из турецких историков сказал об этом сценаристке сериала Мераль Окай, она ответила, что очень удивлена. Потому что, как все в Турции, считала младшую сестру Сулеймана женой этого великого визиря. А какую уж трогательную историю сочинила об истории их любви…

В романе Загребельного Ибрагим-паша, хотя и без любви, тоже женится на Хатидже. Но теперь оказывается, что их брак — это далеко не факт. Зато достоверно известно: Хатидже была женой другого великого визиря — Лютфи-паши. Как бы то ни было, жизнь ее не сложилась: Ибрагим-паша, утратив доверие султана, был умерщвлен. Совместная жизнь с Лютфи-пашой закончилась разводом (по версии Загребельного, этот человек довольно дурного нрава однажды посмел поднять руку на Хатидже, за что и был отлучен от Семьи).

А есть ли у наших путешествующих во времени шанс увидеть прекрасную пленницу султана — кастильскую принцессу Изабеллу- Фортуну?

Однозначно — нет. И вовсе не потому, что до охотничьего домика, где падишах скрывал ее от посторонних глаз, им было не добраться. Судя по фильму, там были свои «партизанские тропы». И все-таки настоящую Изабеллу-Фортуну не смог бы увидеть никто. По той простой причине, что такой исторической фигуры не существовало. Мераль Окай придумала влюбившуюся в султана христианскую принцессу Изабеллу, верно, для того, чтобы подчеркнуть неотразимость Сулеймана, показать его весьма своеобразную рыцарственность.

Думается, «Великолепный век» — это вызов кинематографистам других стран: а вы смогли бы так рассказать о своей истории, чтобы вызвать к ней такой интерес, а к ее героям — сочувствие?

17 июня на российском телевидении завершается очередной «османский» телесезон. Но «Великолепный век» не кончается. В одном из своих последних интервью Мераль Окай сказала, что дальше интрига будет нарастать — развернутся драматические события, связанные с борьбой принцев крови — шах-заде — за власть.

К сожалению, нынешней весной Мераль Окай ушла из жизни — так же, как и главная героиня ее самого успешного фильма — Роксалана-Хюррем, после тяжелой неизлечимой болезни в том же возрасте 52 лет…

Из русскоязычных источников не вполне ясно, успела ли она завершить сценарий. Но дружная съемочная группа, устроившая недавно благотворительную акцию ее памяти, заверила, что все и дальше будет в стиле, заданном Окай.

Следующая встреча с героями «Великолепного века» на российском теле­экране состоится этой осенью, предположительно в октябре. А о поразившей Восток и Запад любви Сулеймана Великолепного к его славянской жене читайте в июльском выпуске «Аксиньи». 

Инна Мишина
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Мысль о романе осенила в Ростове
Сегодня – 100 лет Александру Солженицыну
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
Друг мой ёжик
Возможно, вскоре этот милый зверек войдет в число наших привычных домашних питомцев
Сказки Васнецова оживают в Ростове
«ДонЭкспоцентр» представляет новый мультимедийный проект из серии «Великие русские живописцы»
Музыка городских улиц
Всё чаще на улицах Ростова можно встретить музыкантов, играющих на самых разных инструментах: от простой гитары до экзотического барабана джембе. Эти ...