В Таганроге прошел театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова». Снова осень, едут театры со всей страны, везут нашумевшие постановки. Хотят поразить, показать новые формы. Кому-то удается, кому-то — не очень.
А все же интересно: какие нынче веяния? Особенно театралам таганрогским, которых несколько перекормили классическими постановками. Хочется
Ярославский академический театр привез раннюю пьесу Чехова «Без названия» (многие знают эту вещь по фильму Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино»). Да, опять Чехов, но как бы со стороны прочитанный. Режиссер Евгений Марчелли не из Таганрога и не варился в соусе чрезмерного чеховопочитания. Отсюда свежесть и циничность взгляда, жесткая трактовка, игра актеров на грани фола. Ну и, конечно, сломаны все без исключения традиции, к которым долго приучали таганрогскую публику.
Театральный хук справа сразу, с первых минут спектакля. Занавес закрыт, люстры горят, а на сцене уже ходят, говорят, начинают жить своей жизнью герои. И это
Но Евгений Марчелли хитер. Он раззадоривает публику, выводя ее из привычного ожидания вот сейчас развлечемся со всеми удобствами! Неудобная жизнь неудобного человека подается зрителю со всеми возможными неудобствами, какие только удается придумать на сцене. Центральный негодяй и одновременно вселенский страдалец Михаил Платонов (в исполнении известного актера Виталия Кищенко) выписывает жизненные кренделя. Любит и тут же бросает женщин, ломает себе и другим судьбу, мучается похмельем, ходит в потертом халате, как будто вышел из палаты №6, у всех просит прощения, и в конце концов падает убитым одной из своих любовниц. Тут бы режиссеру подбросить философии,
Показательна концовка: над застреленным Платоновым стоят в скорби герои пьесы, а он вдруг оживает, вскакивает и откалывает
Отдаю должное таганрогской публике она приняла спектакль на ура. Овации оглушительные, с галерки искренне и многократно кричали: «Молодцы!» Актеры и режиссер счастливы их несколько раз вызывали на поклон. Надо надеяться, что и Чехов в обиде не остался.
Ярославская постановка, пожалуй, наиболее яркая (личное мнение, без обид). Нет, конечно, все участники фестиваля молодцы. Те, кто привез Чехова, автора пьес явно не подвели. Был и Мольер (в интерпретации Тамбовского драматического театра), и Марк Розовский в постановке Марка же Розовского, так что и театральные веяния столицы дошли до нас во всей своей первозданности. Однако Платонов