Многие любители эстрадной музыки равнодушны к джазу, значительная часть почитателей классики не признает эстраду, далеко не все, называющие себя меломанами, в состоянии оценить красоту фольклора.
Сергей Иванович Грибанов, старший научный сотрудник Шолоховского
С Сергеем Ивановичем я познакомилась лет пятнадцать назад. Пришла в областной краеведческий музей на открытие
Еще больше его познаний в истории британской популярной музыки меня поразил тот факт, что родом Грибанов из Парижа. Правда, из разговора с ним выяснилось, что это другой Париж. Хутор в Верхнедонском районе нашей области. Но все это вкупе все равно впечатляло.
Уже в нынешнюю встречу с Грибановым я спросила, не потому ли у него такое, нетипичное для сельской местности, хобби и поражающая богатством музыкальных записей коллекция (четыре с половиной тысячи пластинок!), что родился пусть не в том,
В своем Париже я провел только самые первые детские годы, улыбнулся Грибанов. Потом наша семья еще жила в хуторе Каменном, а мои школьные детство и юность прошли в хуторе
У меня было нормальное счастливое сельское детство. Правда, с хорошими родительскими пластинками и мамиными книгами.
Мама работала библиотекарем. Так что, когда меня спрашивают о происхождении, я иногда отвечаю, что мы с сестрой родом из маминой библиотеки, пояснил Сергей Иванович. На развитие музыкального вкуса и любовь к музыке, конечно же, повлияли мамино пение, а петь она очень любила, как, впрочем, многие здесь, на Верхнем Дону, и купленные родителями пластинки. Пластинок было не так уж много все они помещались
Есть сегодня в России «винтажный» коммерческий проект «Дискотека
Однажды ростовский бард Анатолий Лазарев рассказал об этом на телестудии
На
Погодите, но откуда же море в Верхнедонском районе?
Прегрешений против географии не было. Название по первой строчке необыкновенно популярного у нас
О грампластинках, песнях и их исполнителях Сергей Иванович мог бы,
Вам ничего не говорит имя Чабби Чеккера? Творчество этого певца связано с расцветом твиста. О, какая это была удача для меломанов начала 1960-х годов достать записи на «ребрах» самого Чабби Чеккера. На «ребрах» это значит на рентгеновской пленке, сделанные подпольно, поскольку купить пластинки с твистом, шейком,
Но Россия поразительно талантлива. Уже в середине 1960-х Муслим Магомаев исполнил наш, советский твист «Лучший город Земли» композитора Бабаджаняна, и я считаю, что это лучшее, что только создано в этом жанре. Еще раньше появился твист Юрия Саульского на стихи нашего земляка Михаила Танича «Черный кот» его пела Тамара Миансарова, и это тоже ничем не хуже Чабби Чеккера, хотя на Западе, увы, эти наши названия и имена мало кому были известны.
Сергей Иванович, а как до Парижа и соседних с ним хуторов доходила информация о современной западной музыке, которая официально или не приветствовалась, или выдавалась микроскопическими дозами?
Интересующиеся, как и всюду, получали ее благодаря тем великолепным радиоприемникам советского производства, которые могли поймать и передачи из стран социалистического лагеря, и тот же «Голос Америки». «Вражеские голоса» спецслужбы глушили,
Источниками «тлетворного влияния западной культуры» бывали и студенческие стройотряды. В наши края в середине 1960-х приезжал один такой из Москвы. В порядке шефской помощи ребята устроили для местных концерт художественной студенческой самодеятельности и исполнили перед изумленными хуторянами такие вещи, которые профессиональным певцам на официальном выступлении вряд ли бы разрешили.
В вашей фонотеке музыка разных жанров. Но есть у вас все же особые музыкальные предпочтения?
В моей коллекции не только музыкальные записи. Как преподаватель русского языка и литературы, я собирал литературные записи художественных произведений они украшали урок. Кроме того, в годы моей молодости на большом подъеме были самодеятельные театры. Они делали интересные постановки, порой не хуже профессиональных. В целях звукового оснащения таких театров журнал «Клуб и художественная самодеятельность» выпускал приложение гибкие пластинки с записями грома, ливня, стука колес поезда и другими звуками есть в моей коллекции и такие.
Но мой конек это политические песни протеста. Увлекся ими еще в школе, не без влияния американского певца Дина Рида, потом участвовал в ансамбле, который даже стал лауреатом Всесоюзного конкурса политической песни, и верен этому жанру по сей день.
В перестройку песни борьбы за мир, протеста против военной агрессии часто становились предметом насмешек, но, что ни говорите, а важнее мира нет ничего, бороться за него надо всеми средствами. Будет мир все остальное образуется.
Конечно же, Сергей Иванович не преминул рассказать о грампластинке, связанной с именем Шолохова. Правда, она не из личной коллекции Грибанова, а из музейной:
В 1936 году Михаил Александрович Шолохов собрал со всего Вешенского района лучших исполнителей народных казачьих песен и поехал с этим хором в Москву. Видимо, хотел показать молодому композитору Дзержинскому, написавшему тогда оперу «Тихий Дон», и занятым в ней артистам, как поют настоящие казаки.
Донцам предоставили для выступления сцену Большого театра. Успех был оглушительный. На его волне казакам предложили записать грампластинку, что и было сделано. На одной стороне этой пластинки старинная песня «Ты воспой в саду, соловейко», на другой
Сегодня вы только пополняете коллекцию
Конечно, слушаю. Иначе все это зачем?
В свое время грампластинки были единственным носителем музыкальных записей. Но теперь, когда есть высококачественная «цифра»,
Заигранные пластинки можно реставрировать, чем я, к слову, и занимаюсь. Кстати, слишком вычищенные записи не люблю. Этого характерного потрескивания мне порой даже не хватает, без него нет того аромата эпохи.
Настоящую грампластинку истинному ее любителю ни «цифра», ни «суперцифра» никогда не заменят. Это же почти священнодействие: достать неторопливо из бумажного конверта пластинку, включить старинный патефон или более современный электропроигрыватель, но не сразу, а еще рассмотрев этот конверт, над которым трудился художник
После такого живописания я тоже заностальгировала и с грустью вспомнила о том дне, когда рассталась со своими грампластинками.
А напоследок я все же не смогла не задать Грибанову вопрос, почему, прожив не один десяток лет в Ростове, он оставил донскую столицу ради станицы?
В Ростове, несмотря на широкий круг общения, множество друзей, я всегда ощущал себя эмигрантом, ответил Сергей Иванович. Так что когда девять лет назад представилась возможность переехать сюда и поступить на работу в Шолоховский
Уже потом, после встречи с Грибановым, я вспомнила, что читала