Культура / №743 от 21 Декабря 2012 г.

Парад дилетантов?


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Нет нужды напоминать нашим читателям, что значил Молодежный театр для зрителей Дона на протяжении многих десятилетий.

На спектаклях ТЮЗа выросло не одно поколение ростовчан, а в Мексике, Дании, Японии, где гастролировал театр, с удивлением узнали, что, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в России есть и другие города, Ростов, например. Поразительно и то, что ростовский ТЮЗ вторым в стране получил звание академического молодежного театра, а московский — лишь третьим.

Но все это — в прошлом. Уже не первый год театр в кризисе. И не только творческом. Управленческие ошибки привели к долгу около 5 млн. рублей, который театр самостоятельно погасить не мог… Отсутствие постоянного директора и главного режиссера заставило коллектив театра весной нынешнего года обратиться за помощью в министерство культуры РО. Коллективу пошли навстречу. Уже в мае был проведен конкурс на замещение должности директора молодежного театра. Победила в нем Елена (Карина) Сердюченко.

И вот за полгода работы нового директора, не имевшего прежде никакого отношения к театру, коллектив покинули по собственному желанию около 60 сотрудников… Что это: развал театра или политика нового руководства, с которой не могут смириться старые работники?

Театр без интриг мертв

Так утверждают те, кто хорошо знает жизнь театрального закулисья. Однако то, что происходит сегодня в молодежном, выходит за рамки привычных театральных интриг. Уже через месяц после прихода нового директора началась череда увольнений сотрудников по собственному желанию. На имя заместителя губернатора РО И.А. Гуськова и министра культуры РО А.А. Резванова посыпались коллективные и личные жалобы сотрудников. «Обстановка в театре катастрофическая. Действия директора Е. Сердюченко идут вразрез с нормами техники безопасности, делопроизводства, бухгалтерского учета. В кадровом вопросе директор проводит политику травли, вытесняя специалистов, занимающих ключевые должности, и принимает на освободившиеся места людей с предыдущего места своей работы, не имеющих необходимого образования и квалификации. …В адрес старых сотрудников поступают угрозы от членов семей вновь принятых сотрудников, о чем мы уже заявляли в полицию», — описывали летом нынешнего года свои злоключения сотрудники театра. Они слезно просили чиновников вмешаться и разобраться в ситуации. «В соответствии с действующим законодательством мы не имеем права вмешиваться в профессионально-творческую деятельность театра. Право нанимать и увольнять работников находится в компетенции администрации театра», — отвечали из министерства культуры.

Скандал набирал обороты, вышел за рамки театрального сообщества и получил огласку в прессе. Наши коллеги из «161.ru» провели настоящее расследование и узнали интересные подробности. Их и сегодня можно прочитать на сайте.

Пишите, Никита Сергеевич, пишите!

Елена, она же Карина, Сердюченко пришла в театр, можно сказать, из кинематографа. А точнее — из Дома кино ростовского отделения Союза кинематографистов (СК) России, где за двенадцать лет работы выросла от методиста-кассира до директора.

Неприятности начались в июне 2011 года, когда стали известны результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ростовского отделения СК. Был вскрыт ряд грубейших нарушений законодательства. Аудиторы зафиксировали, что директор, не имея полномочий от донского союза кинематографистов на ведение коммерческой и некоммерческой деятельности, единолично использовала финансовые ресурсы организации с помощью подложных документов и поддельных подписей, а также незаконно устанавливала размер зарплаты и премиальных. На момент своего увольнения Е. Сердюченко «сформировала задолженность», как корректно указано в документах, на сумму более 1 млн. рублей. Однако уволилась из Дома кино по собственному желанию.

В газете «СК-Новости» № 12 за 2011 год деятельность ростовского отделения союза, а точнее — работа директора Дома кино, резко критиковалась. «Самое возмутительное из деяний директрисы — начисление сотрудникам Дома кино премиальных в размере до 130 тысяч рублей в месяц. …При этом членам СК России, ветеранам она оказывала «материальную помощь» в размере аж 1000 рублей в месяц. Сейчас «художествами» директрисы занимается ростовская прокуратура», — писала газета Союза кинематографистов России в декабре прошлого года. И ошибалась — никто в Ростове «художествами» Е. Сердюченко не интересовался…

Потому практически ни одно обращение в следственные, надзирающие и правоохранительные органы РО самого председателя СК России Никиты Михалкова, пытавшегося вернуть организации «утекшие» деньги, успехом не увенчалось. Ведомства «футболили» Никиту Сергеевича, как простого смертного, от одного к другому, или отделывались отписками. Михалков и по сей день пытается достучаться до глав этих ведомств, чтобы они наконец заинтересовались заключением Контрольно-ревизионной комиссии, выявившей серьезные недостатки в работе Е. Сердюченко.

Секрет успеха

Спустя несколько месяцев после скандала в Доме кино Е. Сердюченко подала документы на конкурс, проводимый министерством культуры РО на замещение вакантной должности директора молодежного академического театра. И — выиграла. О том, что конкурс проведен по всем правилам, а голосовали за Сердюченко независимые уважаемые эксперты из числа самых известных деятелей культуры Ростовской области, не устают напоминать ответы из министерства культуры, направленные сотрудникам театра в ответ на их многочисленные жалобы.

А вот что рассказал о том, как выбирали нового директора молодежного театра, председатель объединенного профсоюза работников культуры РО Владимир Данилов, бывший одним из членов той самой комиссии. «Я до сих пор возмущен таким назначением. Ведь на конкурс подавали заявки и серьезные профессионалы, директора других театров. Когда Е. Сердюченко представила свой проект по развитию молодежного театра, члены комиссии смеялись. Ведь она совершенно не знает специфики театра! Как можно всерьез обсуждать кандидатуру человека, знакомого с театром лишь как зритель, случайно попавший пять лет назад на спектакль в Москве, по ее собственному признанию! Она не знает элементарного — что такое авансцена, например… Неудивительно, что вначале многие члены комиссии и представить не могли, что такую кандидатуру можно обсуждать всерьез! Когда стало ясно, что многие против, работу комиссии приостановили… А уже на следующем заседании за Сердюченко неожиданно проголосовали даже те, кто раньше решительно возражал против ее кандидатуры...

Я, голосовавший против нее, остался в одиночестве. Результат выбора такого директора не замедлил сказаться. Уже в новом сезоне отменено несколько вечерних спектаклей — зритель в театр не идет, коллектив деморализован…»

От первого лица

Не добившись поддержки в министерстве культуры, сотрудники молодежного театра — и те, кто еще работает, и уже уволившиеся — обратились в редакцию с единственной просьбой — предать конфликт гласности, чтобы стала, наконец, известна и их позиция.

Светлана Ляшенко, бывший инженер по зданию и комендант театра: «Новый директор начала работать в театре 15 мая, а уже 17 мая начались так называемые обходы здания. Там нашли нитку на ковре, там — паутину… Начались придирки. Все дело в том, что на моем месте новый директор видела «своего» человека из Дома кино, которая постоянно присутствовала в театре. Законных оснований для моего увольнения не было. Тогда с меня сняли надбавку к зарплате, которая и без того весьма скромная. Обстановка стала невыносимая, я поняла, что работать мне не дадут, и решила увольняться. Просила создать комиссию для передачи материальных ценностей, ведь на мне «висело» театрального добра на 22 млн. рублей, — не дождалась. Так и уволилась без передачи дел. Вышла из театра — свалилась с гипертоническим кризом, попала в больницу… Кстати, после моего увольнения все «обходы» здания сразу же прекратились».

Ирина Короткова, бывшая заведующая зрительским буфетом. Одна из немногих, уволенная по сокращению штатов: «Формально причина моего сокращения была такова: у театра долги, а буфет прибыли не приносит. Но как зрительский театральный буфет может быть прибыльным, если он закрыт для свободного посещения, а зрители бывают лишь вечером? Пока я была на больничном, меня уволили — вместе с другими работниками буфета, на которых, кстати, оказывалось перед этим психологическое давление. А уже на следующий день после моей «отставки» и в мое отсутствие в буфете хозяйничали другие люди. Ревизии не было, передача материальных ценностей не сделана — это как?! Я проработала в театре 19 лет при самых разных руководителях и ни разу не имела замечаний. А тут меня огорошили — недостача в буфете составляет 93 тысячи! Об этом директор сообщила в «компетентные органы». В полиции я дала объяснения, как все было на самом деле. На этом все и закончилось…»

Владимир Усенков, заместитель директора по АХЧ: «Пока я еще работаю в театре, но после отпуска увольняюсь. Формально по собственному желанию, фактически — по принуждению, как и большинство других. Уходят, точнее, выдавливаются из театра профессионалы, главные специалисты. На их место пришли те, кто прежде никогда в театре не работал. Инженер по охране труда, пришедший на место С.Г. Ляшенко, не имеет не только высшего, но даже среднетехнического образования. Новый юрист имеет диплом, но по специальности не проработал ни одного дня. Инженер по зданию никогда не работал по профилю. Дошло до парадоксов — творческими вопросами в театре неформально занимается режиссёр-оформитель по свету. С директором я общаюсь посредством служебных записок, поскольку контакт с неугодными ей сотрудниками она свела к нулю, пробиться к ней на прием невозможно. Фактически идет развал театра. Я ухожу — не могу работать с людьми, которым не доверяю в профессиональном плане».

Александр Близнюк, заместитель директора по художественно-постановочной работе: « Я пока работаю, но Е. Сердюченко фактически отодвинула меня от моих прямых обязанностей. Мою работу выполняет художник по свету, от чего страдает техника безопасности. Пример? Ферма с софитами, висящая над первыми рядами партера, представляет угрозу для зрителя: конструкция устарела, металл «устал». Заключение экспертов из профильной организации подтверждает это. Защитная сетка отсутствует. Я дважды обращался в инспекцию по труду, было дано предписание директору - освидетельствовать конструкцию, но этого не сделано. В спектакле «Гусары, вперед!» используются висящие на тросах тяжелые колонны, изготовленные без учета техники безопасности, могут пострадать артисты… Список можно продолжить. Но напрямую сказать об этом Е. Сердюченко не получается — ее двери всегда закрыты, секретарь к ней не пускает. Я пишу ей служебные записки, которые остаются без ответа. С них я снимаю ксерокопии — с входящим номером и числом — и храню их. Я не хочу садиться в тюрьму за чужие промахи. На заседания технического совета меня давно не приглашают, хотя по статусу я всегда был его председателем. Теперь технический совет возглавляет начальник кадрового отдела, а мою работу оценивают комендант, юрист, входящие в его состав… Я работаю по профилю 10 лет, а начинал в театре им. Горького у такого требовательного руководителя, как Николай Сорокин. Чтобы соответствовать уровню, я год сидел в библиотеке — штудировал литературу, потому что одних знаний инженера для работы в театре недостаточно…»

Кстати, пока материал готовился к печати, из театра был уволен и Александр Близнюк...

Кирилл Панин, бывший заведующий художественно-постановочной частью: «Мои отношения с новым директором не сложились: я возражал, когда речь шла о выездах театра на площадки, не предназначенные для этого; я не считал правильным, что репертуар на начало нового сезона составлялся без учета мнения всей художественно-постановочной части. Я жаловался в министерство культуры. В результате мне урезали зарплату, убрав все надбавки, и оставили «голый» оклад, на который прожить трудно. Объяснили тем, что театр в кризисе. А потом мне и вовсе был предложен ультиматум: или я работаю с командой директора против А. Близнюка, или … увольняюсь по собственному желанию. В противном случае, пообещала мне Е. Сердюченко, меня уволят, но уже по статье, а тогда мне в культуре больше никогда не работать. И еще пригрозила, что те, кто поставил ее на этот пост, разберутся не только со мной, но и с любым другим, кто помешает ей… Но дело в том, что Близнюк — профессионал, я знаю его больше десяти лет и уважаю, хотя мы и не друзья. Предпочел уйти по собственному желанию…»

Это лишь часть мнений тех, кто не нашел общего языка с новым директором. Не беремся утверждать, что все высказывания объективны. Но быть беспристрастным в сложившейся ситуации трудно, не правда, ли?

А что же думает об этом новый директор? Как случилось, что из театра уволились не 5, не 10 недовольных сотрудников, но почти 60?

Елена Сердюченко, директор ростовского Молодежного академического театра: « А чему вы удивляетесь? Когда приходит новый губернатор и команда меняется на 80 % — это нормально. Почему в театре должно быть по-другому? Я — человек, пришедший в театр со свежим взглядом, со своим видением, ставлю новые задачи. Театр потерял лицо за последние годы, долги — почти 5 миллионов… И что я нахожу? Факты хищения, воровства… Костюмерный цех разворован, пропали декорации к спектаклю. Я провела анализ ситуации, сделала вывод: кто в состоянии работать — работают, не в состоянии — уходят. Мои заместители практически не работают — то болеют, то в отпуске… Новый сезон я открыла сама. А вот в цехах остались все те же люди, мы им даже зарплату подняли. А на место тех, кто вредил или делал вид, что работает, пришли новые люди. Кстати, дело по буфету я передала в ОБЭП. И вообще, вы бы лучше о наших новых спектаклях написали!»

О спектаклях этого сезона «НВ» уже писало. Но и о том, что происходит за кулисами, умалчивать будет нечестно... Из театра уволились несколько десятков человек — это в порядке вещей?

Кто возьмет на себя смелость разобраться в ситуации и назвать вещи своими именами? Или парад дилетантов продолжится, и никто не взыщет?

Предыдущие комментарии

11 января 2013 | 00:00 Ёся 
60 человек говорите? Огласите Весь список,пожалуйста! Так-то из актеров никто кажись не ушел и сидят тихонько не возмущаются:) Все основные "кадры" тоже на местах.Чего такого ценного ТЮЗ потерял по пришевствию г-жи Сердюченко?
цитировать
26 декабря 2012 | 00:00 Приближенный 
А почему же такой ценный специалист,как Близнюк не остался в театре Горького?Не считайте людей дурнее себя! Господин Близнюк несколько раз был И.О. директора в молодежном театре, почему же он не сделал НИЧЕГО для театра за это время, не заменил "опасное" оборудование? Ведь под его чутким руководством росли долги ,ветшало оборудование,что же Вы не пишете об этом? Сколько был конкурс на директора,столько подавал документы господин Близнюк,его не выбрали-вот теперь он всячески очерняет новое руководство-ситуация абсолютно понятная.
цитировать
26 декабря 2012 | 00:00 Приближенный приближенному 
Что же Вы господин "приближенный" так стараетельно рассуждаете о том, как было плохо при Близнюке. Вы вместе с госпожой "Еленой Кариновной" сделайте что бы при Вас было хорошо. А то единственный тетар, по которому не скажешь что на дворе Новый год - это Молодежный. Все театры города по три сказки для детей в день показывают, а в Молодежном - 2/3 зала пустуют! И главное по отношению к людям ведите себя как положено работникам культуры, а Сердюченко на подчиненных лает как собака, а перед начальством пресмыкается (и не только - чем она публично хвастается). Удачи Вам господин Пришибленный!
цитировать
23 декабря 2012 | 00:00 Паша 
Статья очень длинная, но все равно непонятно, что с театром. Как артисты воспринимают увольнения, а то в основном только техперсонал, завбуфетом среди недовольных. И как образовался долг в 5 миллионов, кто и как его будет погашать? Обидно за ТЮЗ, при Чигишеве он гремел, а сейчас скатился. Поставили спектакль по "Гусарской балладе", построенный на анекдотах про поручика Ржевского и Наташу Ростову. Позор. Вот про это надо было бы написать.
цитировать
23 декабря 2012 | 00:00 Зритель 
"Губернатор меняет 80% команды...." какой Губернатор? Где? Эдак госпожа Сердюченко и половину Ростовской области заменит...
цитировать
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Что у вас, ребята, на груди?
Октябрятская звездочка Кто из рожденных в СССР помнит свой первый школьный значок?
Христофоров – это месседж
Вчера на экраны кинотеатров вышел фильм Алексея Гуськова «Вечная жизнь Александра Христофорова»
Аксинья, Раневская, кот-болельщик
Они встретились на выставке «Сказания тихого Дона»
Челлендж #ЕстьКонтактНВ
Этот проект газеты помогает родителям находить взаимопонимание со своими детьми, сохранять их доверие. Чтобы, подрастая, они не чувствовали себя одино...
Парижане услышат барабанную дробь шахтинцев
Барабанщики Шахтинского Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса включены в состав донской делегации, которая примет участие в Днях культуры Росто...