Шаманские бубны и обрядовые облачения впервые покинули стены Новосибирского краеведческого музея и отправились в путешествие по маршруту «Новосибирск – Азов»
Фото/Видео: Марина Каминская
За редчайшую возможность увидеть сегодня в Азовском
Однажды кетский шаман (кеты один из коренных народов Сибири) набрел в лесу на могилу шамана эвенкийского и увидел на ней бубен. Понравился этот бубен кетскому шаману, взял он его себе, совершил над ним моления, нанес на внешнюю сторону бубна магический рисунок, и стал эвенкийский бубен для него лучшим другом, посредником в установлении контактов с миром невидимым.
Ныне эта лесная находка в Азове, на выставке «Говорящие с духами». Возможно, это единственный из существовавших
Бубен шамана воспринимался как обиталище дружественных шаману духов. Поэтому после смерти шамана его надлежало разорвать, чтобы всех их выпустить, рассказывает научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея Татьяна Трофимова.
Никому, включая ближайших родственников шамана, нельзя было примерять его обрядовый костюм. В нем его обычно и провожали в мир иной. Если же костюм
Каждое из представленных на выставке шаманских облачений
На костюме алтайского шамана раковины каури. В данном случае они символизируют звездное небо, а круглые тканевые нашивки это планеты. В центре этого узора на верхней части спинки семь матерчатых красных куколок. Так изобразили дочерей верховного бога Ульгеня. Ульгень, говорят алтайцы, так велик, что даже шаману во время камлания непросто к нему приблизиться. Но, к счастью, есть у Ульгеня дочери, готовые выступать посредницами между ним и шаманом. Из почтения к ним и для верности этого канала связи костюм и украшают семь куколок.
Очень важной деталью шаманского костюма были колокольчики. Их звон должен был оповестить добрых духов о прибытии шамана, совершавшего астральный полет, а на земле он способствовал очищению атмосферы. Колокольчики охраняли шамана от происков духов злых.
Многочисленные жгуты на костюме шамана символизировали его пути, причем не только в мир верхний, высший, но в низший болезней и горестей. И там приходилось ему бывать, а некоторые жгуты не случайно похожи на ящериц проводников в низший мир.
А что означают ленточки и платочки? Это истинно народные знаки отличия, а также признательности и благодарности. Их шаман получал по факту, за конкретный результат своей магической работы. Такими ленточками и лоскутками он мог украсить не только свой костюм, но и бубен.
Вы спросите, как вещи, у которых не должно быть другого хозяина, кроме шамана, оказались в музейной коллекции? Их сотрудники новосибирского краеведческого, а также другие
Шаманы почитались своими соплеменниками как избранники богов, считалось, что этот дар передается по наследству, но он же налагал на человека огромную ответственность, продолжает Татьяна Трофимова. Очень часто шаман был и главным
А бывало, что кандидат в шаманы не желал брать на себя эту почетную, но тяжелую ношу духовного избранничества?
Редчайший случай, за которым, как говорят, следовала необъяснимая скоротечная болезнь и смерть.
Интересно, что у многих шаманов была, кроме оккультной практики,
Шаманы были, как правило, семейными людьми. Жить шаманской семье полагалось в некотором отдалении от остальных. Как в старину кузнецам в русских селах.
На этой выставке представлен фотопортрет
В Иркутской области проживает один из самых малочисленных народов Сибири тофалары. Их всего порядка восьмисот человек. История этого народа сложилась так, что в начале XX века шаманами у тофалар были исключительно женщины.
А вот другой коренной сибирский народ ханты в общении с духами могли обходиться без посредников: у хантов практиковались коллективные моления, апофеозом которых был ежегодный медвежий праздник. Об этот свидетельствует на выставке «хантыйский уголок», а в нем шкура медведя, убитого накануне одного из таких праздников, медвежий череп, который водружали на шест в священном месте в лесу, берестяные маски. Их надевали все участники праздника, чтобы дух убитого медведя не опознал и не покарал потом того, кто вкушал на этом пиршестве медвежью плоть.
Медведей в сибирских лесах становится все меньше, поэтому о популяризации этого древнего праздника в его первоначальном варианте речь не идет, говорит Татьяна Трофимова. Но сегодня турфирмы Сибири предлагают маршруты, позволяющие познакомиться с шаманскими обрядами. Туристы добираются до нужного места, рассаживаются перед костром, и на их глазах совершается камлание.
Увидеть древние шаманские обряды можно и на нашей выставке: ее дополняет документальный фильм о шаманских практиках, снятый в 1990-х годах.
А еще на этой выставке есть два языческих идола. В отличие от других экспонатов, это не подлинники. Их по заказу музея вырезали из дерева современные мастера. Раньше такие изображения духов в сибирских лесах можно было встретить нередко. Их, по традиции, украшали ленточками, и в каждой была заключена