Не успевает завершиться на телеканале «Россия-1» очередная серия новой экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе, как за ней следует наш старый добрый сериал об этом гениальном сыщике.
Кто больше похож?
Вопрос, который чаще других возникает у зрителей при просмотре экранизаций, обычно связан с портретным сходством экранного воплощения героя с персонажем, описанным в книге. Сегодня он звучит так: кто больше Холмс — Игорь Петренко или Василий Ливанов?
Холмс у Конан Дойла, каким его увидел впервые доктор Ватсон, это довольно молодой еще человек (до 30 лет), высокий (за метр восемьдесят). Поэт Михаил Светлов назвал бы его комплекцию «теловычитанием». У Холмса из книги — острый взгляд, орлиный нос, решительный подбородок. Пожалуй, британский актер Руперт Эверетт, тоже игравший этого сыщика, по портретному сходству стоит ближе к нему, чем многие другие исполнители.
Игорь Масленников, режиссер того, первого, так полюбившегося зрителям сериала о Шерлоке Холмсе («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»), издал книгу мемуаров «Бейкер-стрит на Петроградской». В ней он свидетельствует, что с самого начала точно знал: Холмсом будет Василий Ливанов, который прежде играл у него драчливого лохматого рыцаря в фильме «Ярославна — королева Франции». Но руководству «Ленфильма» такой выбор не понравился. Ливанов в глазах руководства был сложным, шумным, непредсказуемым.
Для очистки совести Масленников пригласил на пробы на эту роль нашего талантливейшего земляка Александра Кайдановского. Загримировали. Недурно! Рьяным блюстителям буквы Конан Дойла могло бы понравиться. «Но мне нужен был Холмс, не совпадающий с первоисточником!» — восклицал режиссер.
Он переупрямил киноруководство и в случае с Ливановым-Холмсом, и Риной Зеленой — миссис Хадсон (остерегали: так стара, что роль не выучит, чего доброго — и до конца съемок не дотянет). Дольше всего шли поиски кандидата на роль доктора Ватсона. Соломин киноруководству тоже не понравился: какой он англичанин? Русская курносая физиономия! Но Масленников доказал, что ничего они там, наверху, не понимают: рыжеватый, курносый, веснушчатый — это типичный портрет представителя эдинбургской породы. И, кроме того, Соломин — вылитый Конан Дойл в молодости.
У режиссера нового сериала («Шерлок Холмс») Андрея Кавуна, как явствует из его интервью, поиски героев шли в обратном порядке. Он был убежден, что доктора Ватсона, которого в этой картине называют совсем уж не по-нашенски Уотсоном, должен играть Андрей Панин. А уж ему в пару подбирался Холмс. В качестве кандидатов на эту роль режиссер видел и Ивана Охлобыстина, и Евгения Миронова, и Константина Хабенского (а также Антона Шагина, Ивана Стебунова и других). Но обстоятельства сложились так, что выбор остановился на Игоре Петренко, хотя тот долго от этой роли отказывался. Не представлял себя в роли Холмса! Михаил Боярский, кстати, по сей день не уверен, что он — тот самый, конан-дойлевский инспектор Лестрейд.
Сыщик рыцарских кровей
Накануне показа по «России-1» нового сериала о Холмсе я слышала такое размышление на тему «Смотреть его или не смотреть?» поклонницы масленниковской картины:
— Хуже, чем у Гая Ритчи, не будет. Русские все же большие идеалисты, чем англичане.
Имелась в виду недавняя экранизация шерлокианы с участием кинозвезд мирового уровня Роберта Дауни-младшего и Джеда Лоу, рассчитанная прежде всего на молодежь, Конан Дойла не читавшую, обожающую приколы, персонажей с шизинкой и такими человеческими слабостями, которые доводят их порой до состояний, крайне неприглядных.
Англичанам не впервой выставлять в таком свете одного из самых знаменитых своих литературных героев. И прежде бывали фильмы, где Холмс — полудурок, ленивая скотина, которую пытается растормошить доктор Ватсон. Кому-то это кажется забавным…
Василий Ливанов рассказывал когда-то, что они с Соломиным перед началом съемок условились: Холмс — это защитник людей, столкнувшихся с необоримой для них силой зла. Ватсон — его верный помощник.
А вот Игорь Петренко в телерепортаже со съемочной площадки обмолвился, что его Холмс — человек и гениальный, и странный, и больной, и страдающий из-за невозможности счастья с любимой женщиной. Получился с вывертом, но более приземленный, чем тот Холмс, ливановский.
В сериале Масленникова доктор Ватсон, пытаясь перенять дедуктивный метод Холмса, неизменно попадает впросак. Он относится к Холмсу с почтением, порой переходящим в благоговение. В новом же варианте пьедестал кумира поколеблен: доктор Уотсон, отдавая должное интеллекту, оригинальности и таланту Холмса, нередко смотрит на него, как взрослый на вундеркинда-недотепу.
А как у Конан Дойла?
Скорее все же с уважением и восхищением. Другое дело, что характер великого сыщика описан несколько противоречиво. К примеру, в одном рассказе он поражает Ватсона незнанием элементарных вещей, известных школьнику, да еще подводит под это обоснование: не стоит захламлять память всякой ерундой, иначе для полезных вещей не останется в ней места. В другом — высказывает противоположную точку зрения: сыщику полезно читать много и самого разного, ведь все может когда-нибудь пригодиться.
Холмса легко представить интеллектуалом не от мира сего, для которого влюбленность — это болезнь молодости. Но можно и человеком, умело скрывающим боль своей несостоявшейся любви. Вот и додумывают — кто во что горазд.
Главным прототипом Шерлока Холмса считается старший товарищ и наставник Конан Дойла-врача — хирург Джозеф Белл. Он поражал окружающих способностью давать точные характеристики незнакомых ему людей, определять их профессию, некоторые обстоятельства жизни в прошлом и настоящем. Это ясновидение строилось на внимании к мельчайшим деталям и таланте создавать с их помощью целостные картины.
Но однажды Джозеф Белл заметил Дойлу: «Вы и есть настоящий Холмс!»
Достоверно известно, что сам Конан Дойл раскрыл по крайней мере одно серьезное преступление, сняв подозрение с невиновного. Но, возможно, Белл имел в виду не только детективные способности автора «Записок о Шерлоке Холмсе».
Для Артура Конан Дойла были святы идеалы рыцарства. Его сын вспоминал, как однажды во время совместного с отцом путешествия отпустил какое-то насмешливое замечание по поводу внешности местной жительницы и тут же получил от него увесистую оплеуху: злословить в адрес женщины, даже если это простолюдинка, — не по-джентльменски.
Дойл сам придумал себе эпитафию, которую следовало начертать на его могильном камне: «Верен, как сталь, прям, как клинок». У Холмса Ливанова — та же группа крови.
Спасибо Тэтчер?
Для нашей национальной гордости радостно осознавать, что тот сериал о Холмсе понравился в Англии, а в лондонском музее Холмса на Бейкер-стрит на почетном месте — портрет нашего Ливанова в этой роли.
Но как англичане узнали об этом фильме? Две серии показали по каналу Би-би-си, причем в урезанном виде — в соответствии с тамошним форматом. И все-таки это, как пишет Масленников, не помешало тогдашнему британскому премьеру Маргарет Тэтчер объявить со страниц одного из популярнейших в стране изданий, что русский Холмс — лучший в мире. Потом, уже при другом британском премьере, Ливанова удостоили ордена Британской империи.
А шесть лет назад в Новой Зеландии отчеканили серебряные монеты, на которых были выбиты портреты персонажей рассказов о Шерлоке Холмсе в исполнении наших артистов: Ливанова, Соломина и других.
Так что интернациональны не только мода на приколы и натуралистичное изображение жертв преступлений, смакование в кадре картин «старой доброй Англии» во всей ее неопрятности. Везде есть люди, способные приподняться над обыденностью.
Евангелие? От Джона?
Четыре года назад журнал «Наука и религия» опубликовал статью с интригующим названием «Евангелие от Джона». Ее автор — писатель Максим Чертанов — знакомил читателей с самой удивительной версией происхождения Шерлока Холмса. В России и за рубежом есть исследователи творчества Конан Дойла, философы, которые в «Записках о Шерлоке Холмсе» обнаруживают… пересказ святых книг доступным для его современников языком, с понятными им ситуациями, обстоятельствами и смыслами.
Догадываетесь, с кем в таком случае ассоциируется Шерлок Холмс, который «во имя искупления грехов и общего блага жертвует собой у Рейхенбахского водопада, бросаясь в бездну вместе со своим заклятым врагом», а потом воскресает?
Профессор Мориарти здесь — олицетворение Сатаны, а доктор Джон Ватсон — словно один из евангелистов.
И разве, говорят сторонники этой версии, Холмс и вправду не всеведущ, милосерден и всемогущ (в известных пределах)? И служит он не букве закона, а добру, поэтому если хороший человек не по злому умыслу преступил закон, Холмс не будет добиваться, чтобы он был наказан по закону…
Эта красивая версия, если предположить, что Конан Дойл сознательно выстроил такие взаимосвязи, разбивается об историю создания рассказов о Шерлоке Холмсе. Известно ведь, что Конан Дойл невысоко ценил это свое творение, не раз мечтал поскорее разделаться с Шерлоком, чтобы заняться другими, более важными, на его взгляд, литературными трудами, и воскресили Холмса, по сути дела, читатели, требовавшие продолжения истории. Но если допустить, что и воля писателя подчинена неким высшим силам, тогда все возможно…
Жаль, что над большинством авторов экранизаций эти силы почему-то не властны.