Накануне Нового года состоялась презентация книги «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток (1920 — 1930-е гг.)», где впервые фундаментально исследуется русский авангард, который ценится в мире так же высоко, как и русское деревянное зодчество.
Автор заинтересовался этой темой еще в студенческие годы. На протяжении десяти лет он кропотливо собирал материал для книги, используя не только документы Госархива РО, но публикации газет «Молот» и «Большевистская смена» (так изначально называлась газета «Комсомолец», ставшая в начале 90-х «Нашим временем»), беседы со старожилами Ростова. Ведь в книге речь идет не только о русском авангарде, который стал главным направлением в архитектуре СССР в годы первых пятилеток, но и о том, как он был использован для формирования и воспитания «нового советского человека», всегда готового поставить интересы коллектива выше личных. Насколько удачным был эксперимент, дала ответ история…
Книга богато иллюстрирована фотографиями. На них легко узнаются театр им. Горького, комплекс ЦГБ, гостиница «Ростов», Дворец культуры «Ростсельмаша» и Лендворец, Дом актера на улице Горького, здание издательского комплекса «Молот» на проспекте Буденновском. А еще рабочие поселки — Красный город-сад, Новый город, множество кварталов, самые известные из которых — «Новый быт» и дома-гиганты, расположенные в разных частях Ростова. Часть фотографий автор сделал сам, часть поступила из личных архивов ростовчан, использованы и старые открытки. И за каждым узнаваемым фасадом — история, с которой так причудливо переплелись судьбы людей, имевших счастье или несчастье жить в тот непростой отрезок времени.
Отдельной оценки заслуживает графическое решение книги, выполненное дизайнерами Юлией Вялкиной и Ириной Кожухаровой. Они использовали три цвета — красный, белый, черный — красная революция, светлые надежды, черный террор. Все это было в истории страны тех лет. Суперобложка, которая не что иное, как свернутый плакат, смахивающий на революционный, черно-белые фотографии (даже цветные фото уведены в черно-белое изображение) — все подчинено единой идее — передать дух тех лет, ярко отразившийся в архитектуре Ростова.
Издание рассчитано не только на специалистов — архитекторов, искусствоведов, краеведов, но и на широкий круг читателей, поскольку речь идет и о сохранении культурного наследия.
Проблема в том, что в Ростове здания эпохи конструктивизма не считают чем-то выдающимся, потому и относятся к ним соответственно. Бывает, что и охранные организации недооценивают архитектуру того периода. Недавно едва не был снесен комплекс обветшавших без ремонта зданий ЦГБ (ныне — БСМП им. Семашко № 1). А между тем русский авангард и сегодня вызывает горячий интерес западных архитекторов. И только в Ростове мало кто знает, что за свою самобытность он ценится во всем мире так же высоко, как и русское деревянное зодчество. Выходит, одни мы не в курсе, что являемся счастливыми обладателями многочисленных зданий русского авангарда?