Особая притягательная сила фильма Тарковского «Андрей Рублев» всегда была для меня загадкой. Почему всякий раз, когда пересматриваешь эту ленту, впечатление такое, будто открываешь ее для себя впервые?
Фото/Видео: Сергей Вахонин
Музей имени Андрея Рублева сам по себе — явление парадоксальное. Достаточно сказать, что он был создан по специальному распоряжению Сталина. Невероятно, но факт: самый ортодоксальный представитель идеологии, которая полностью отрицала существование Бога, лично озаботился тем, чтобы памятники иконописи Древней Руси были собраны в одном месте и сохранены. К сожалению, слишком поздно появилось это распоряжение вождя, в 1947 году. К этому времени большинство храмов было уничтожено. А иконы, если где-то и остались, в лучшем случае пылились в сырых подвалах или на складах, никому не нужные. И вот, по странному сталинскому капризу, начинается кропотливый, скрупулезный поиск произведений церковной живописи. И по результатам этого поиска, а также благодаря дарителям и энтузиастам удается собрать внушительную коллекцию — 18 тысяч иконописных произведений, некоторые из которых относятся к XI–XIII векам. Бесценные, уникальные раритеты, и у каждого — своя трагическая судьба.
В Таганрог из музея Рублева сегодня привезена только малая часть коллекции — 50 икон. Это древнейшие и наиболее почитаемые типы изображений Богоматери с Младенцем: Одигитрия Смоленская, Знамение, Владимирская, Казанская. А также те, которые получили распространение в церквях и храмах в более позднее время. Но не стоит это понимать так, будто выставка «О Тебе радуется» — нечто легкое и доступное. Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства Мария Иващук во вступительном слове перед публикой, собравшейся на открытие, заметила: «Эта выставка сложная. Чтобы ее понять до конца, возможно, понадобится не только посмотреть, но и что-то прочитать дополнительно. Но я уверена: Таганрог это сможет воспринять». Мария Николаевна, конечно, права. С первого взгляда стало ясно, что представленные в Таганроге иконы, скажем так, выбиваются из привычных обывательских представлений. И очень кстати оказалась первая пояснительная экскурсия, которую провела главный хранитель столичного музея Оксана Смирнова. Благодаря ее пояснениям многое в древнерусской иконописи стало доступнее и ближе обычным людям, не посвященным в религиозные тайны. И, что особенно важно, зрители, кажется, перешли в своем восприятии на более высокий, духовный уровень. То есть почувствовали себя не посетителями в музее, а скорее прихожанами в храме.
Остается добавить несколько фактических штрихов. Например, некоторые иконы из таганрогской выставки, так или иначе, связаны с именами наших великих литераторов — Пушкина и Чехова. А еще две иконы, неслучайно расположенные рядом, датируются 1698 годом, то есть созданы в один год с Таганрогом. Есть и произведения, с которыми связаны неординарные, порой героические или даже детективные истории. Например, несколько произведений с риском для жизни были спасены из заминированных монастырских зданий. Сотрудницы музея — хрупкие женщины — вынесли их на руках, а каждая икона весила не менее 80 килограммов...