В Атаманском дворце Старочеркасского музея-заповедника демонстрируется выставка лубков художника Юрия Бессмертного
Лубок украшает стены зала с мультимедийным макетом «Черкасск – монумент донскому казачеству», а также соседнего с ним, дополняя рассказ о жизни древней донской столицы.
Собственно, Черкасск и поспособствовал рождению этой выставки лубка. Ведь мультимедийный проект создавала азовская дизайнерская фирма «Рекламас», которой руководит Юрий Бессмертный. Работая над макетом, сотрудники фирмы погружались в исторический материал.
Чем дольше и глубже изучал его Юрий Бессмертный, тем обиднее становилось, что не дошли до наших дней картинки повседневной жизни Черкасска, портреты простых его жителей. А может, и не существовало их: ни таких картин, ни портретов…
Недовольство этим обстоятельством оказалось продуктивным, тем более что эти лица и ситуации уже возникли перед мысленным взором художника, чей любимый жанр лубок как нельзя лучше подходит к этой теме.
На выставке «Черкасск – монумент донскому казачеству» посетители узнают, к примеру, о том, какую рыбу ловили в Дону казаки, как ее обрабатывали. Про то, что был у них рыбоспетный завод. А на лубке Юрия Бессмертного просто-таки былинные казачьи рыбари тащат гигантского осетра. Причем они с этой рыбиной – словно единое целое, некий фрагмент неповторимого узора своего времени.
Выставка лубков Юрия Бессмертного ретроспективная, она охватывает более двух десятков лет и рассказывает не только о том, какие темы волновали в разные годы художника. На отдельных стендах – этапы работы над лубком, заснятые в художественной мастерской Юрия Бессмертного. Они позволяют представить нелегкий труд художника, который связал свою жизнь с этим редким ныне жанром изобразительного искусства.
А еще это ретроспективная выставка необходимых художнику инструментов: от 1980-х годов до наших дней. Советское время с его особенностями, вызванными дефицитом товаром и способами его преодоления, колоритнее.
Дефицит, распространяясь и на художнические принадлежности, превращал художников в изобретателей. К примеру, прежде чем стать оттиском на бумаге, лубок должен сначала быть вырезан на какой-то основе: дереве, или, возможно, металле, линолеуме. Резцы для этого дела достать было трудно. Юрий Бессмертный на первых порах использовал вместо них... зонтичные спицы.
Сегодня у него резец – швейцарский, качественный. но профессиональный советский все же был лучше.
Неожиданно среди фотографий, авторского изложения истории русского лубка – ну явно не русское лицо и тем более не наше имя: Эктор Пальма Алехандро Барето!
С его обладателем – молодым мексиканским гравером – Юрий Бессмертный познакомился в Интернете. Алехандро – большой поклонник русского лубка.
Юрия он называет мэтром, что вполне справедливо, приглашает в гости. Наш мастер не исключает такой возможности.
А своих персонажей – черкасских пращуров – Юрий Бессмертный может отправить в путешествие во времени уже сегодня. Ведь лубок, напечатанный, к примеру, на бумаге, с какими-то приметами нашего времени, обретает иной смысл. Художнику нравятся такие эксперименты.