Культура / №298 от 05 Октября 2018 г.

Владеешь голосом – владеешь миром


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Телеведущий Эрнест МАЦКЯВИЧЮС – о секретах профессии и пути к успеху

Эрнест МАЦКЯВИЧЮС: четверть века в телеэфире.

Сколько жить осталось телевидению?

Место встречи – Ростовский патриотический центр «Победа». Вход – свободный. Без пригласительных билетов. Теоретически зайти сюда и послушать, что расскажет Эрнест Мацкявичюс о журналистах в кадре и за кадром, задать ему вопрос может любой человек с улицы. Фактически собралась преимущественно молодежь. Судя по всему, студенты факультетов журналистики.

Накануне, проходя мимо молодежной компании возле одного из университетских корпусов, я услышала обрывки разговора, явно связанного с приездом Мацкявичюса:

– О, когда-то он, оказывается, увлекался брейк-дансом, карате и игрой на гитаре, – сообщала своим товарищам девушка, читая что-то в смартфоне. – Давайте спросим, может ли он представить себе телеведущего, который сообщает новости танцуя. Или играя на гитаре? Представляете, такой крутой новостной рэп?!

– Зачем сообщать новости танцуя?

– Для заманухи. Чтобы привлечь молодежь.

– Не, это несерьезный подход. Лучше пусть ответит, сколько телевидению жить осталось.

Студентам не пришлось задавать на встрече эти вопросы. Эрнест Мацкявичюс их упредил. Выразил уверенность в том, что телевидение будет всегда. По крайней мере, еще долго. Потому что чем сильнее убыстряется ритм нашей жизни, тем меньше времени на поиск надежной и проверенной информации в Интернете. Человеку удобнее, когда в определенное время, к примеру, вечером после работы, он удобно расположится в кресле или на диване, включит телевизор, и специально обученные интеллигентные люди проинформируют его о самых значимых и интересных событиях дня, укажут на причинно-следственные связи, просветят, развлекут и успокоят. А у него не будет повода для сомнений, что это новости из надежных, проверенных источников.

 Такие новостные программы рассчитаны прежде всего на просвещенную аудиторию, людей зрелых. Не только в смысле возраста, но и по отношению к окружающему миру. Молодежь, по мнению Мацкявичюса, тоже к ним присоединится. В свой срок. 

Чего нельзя телеведущему

Эрнест Мацкявичюс напомнил будущим журналистам, что телеведущему общественно-политических программ нельзя сниматься в рекламе. Это правило вытекает из сверхзадачи телеведущего: он должен вызывать у зрителей доверие.

Другая важнейшая его задача – быть убедительным.

– В жизни ведущего новостей, как и любого человека, происходят разные события. Это отражается на выражении глаз, на голосе. Иногда телеведущий может быть в кадре вследствие каких-то ситуаций уставшим, грустным, злым… Единственное, чего он позволить себе не может никогда – это быть в кадре неуверенным.

Эрнест Мацкявичюс не только телеведущий. Недавно стал еще и руководителем Первой Академии Медиа МИРБИС. Говорит, что главная ошибка, которую делают студенты, когда на учебных занятиях впервые выступают в кадре в роли телеведущих: намеренно или бессознательно начинают подражать известным тележурналистам. 

– Самое простое и самое сложное – это оставаться в кадре собой, – заключил мэтр. – Проблема нередко состоит в том, что человек не умеет показать себя настоящего в выгодном свете. Возможно, он даже не понимает, какой же он настоящий? Это очень важная и очень трудная задача – приблизить себя внешнего к себе же внутреннему. Но тот, кому удается найти ее верное решение, добьется многого и в профессии, и в жизни.

Второе зеркало души

Всем известно, что глаза – это зеркало души. Оно не единственное. Есть у нее еще второе зеркало – голос.

Телеведущий новостных программ должен уметь говорить спокойным, ровным голосом. Думаете, это так просто?

Эрнест Мацкявичюс сначала сам легко и непринужденно прочел ровным, спокойным и при этом уверенным голосом какую-то незатейливую, не окрашенную эмоциями фразу из новостного сообщения, потом попросил сделать то же самое зрителей в зале. Было несколько попыток. Справиться с заданием на «отлично» не удалось никому. 

Мацкявичюс загадочно сообщил, что есть люди, которые великолепно владеют техникой спокойной, ровной и уверенной речи.

– Политики?

– Депутаты Госдумы? – принялся угадывать зал.

– У многих политиков с этим как-раз таки большие проблемы, – заметил Мацкявичюс и назвал тех, к чьему опыту будущим тележурналистам и всем тем, для кого голос – это важный инструмент, стоит присмотреться, вернее, прислушаться:

– Священники.

Он снова ровно и уверенно произнес ту же новостную фразу, но теперь уже нараспев, с понижением голоса в самом ее конце – это напомнило манеру православных священников, ведущих церковную службу…

Эрнест Мацкявичюс дал еще несколько советов желающим усовершенствовать свою речь. Любителей поэзии, возможно, удивил тем, что прекрасный дикторский «тренажер» – это стихотворение Бориса Пастернака, сегодня больше известное как песня Сергея Никитина, «Никого не будет в доме, кроме сумерек.// Один зимний день в сквозном проеме// незадернутых гардин».

Вообще, чтобы хорошо говорить, надо тренировать память, заучивая стихи и прозу. Больше читать вслух. Делать упражнения на «скорострельность» речи. А еще хорошие помощники в этом деле – песни… на иностранном языке! Особенно, если тот, кто пытается их как можно точнее воспроизвести, этим языком не владеет. Такой тренинг – на пользу артикуляции, он развивает слух.

Ростовская студентка попросила помочь в ее беде. Она не испытывает трудностей с построением фраз, не боится выступать в аудитории. Но как только оказывается перед телекамерой – словно каменеет.

Мацкявичюс сказал, что это часто бывает. С улыбкой вспомнил свои первые шаги в тележурналистике, напряжение в кадре, которое не удавалось скрыть. Однажды к начинающему Мацкявичюсу подошел уже популярный тогда Леонид Парфенов и задумчиво произнес, что вот смотрит на него – вроде и внешность нормальная, и говорит хорошо, умненько так, а чего-то не хватает. «Что-то ты как током ударенный», – сказал Парфенов и посоветовал почаще в кадре моргать. Молодой журналист Мацкявичюс последовал этому совету и еще больше себе не понравился: «Теперь в кадре был не только человек, ударенный током, но еще и с нервным тиком». 

Работал над собой, и все в итоге получилось как надо. А ростовской студентке телеведущий посоветовал представить, к примеру, что перед ней не телекамера, а такая привычная штука как скайп.

В рассказах Мацкявичюса звучало много имен известных тележурналистов. Иных пародировал – артистично и совсем не зло. Восхищался Вадимом Глускером, который ведет репортажи с таким эмоциональным накалом, что зритель просто не может оставаться равнодушным. Радовался, что среди наставников в его Академии – давние друзья, популярнейшие тележурналисты Андрей Малахов и Дмитрий Губерниев.

Вместе с Дмитрием Губерниевым, «конек» которого – спортивные репортажи, Мацкявичюсу довелось однажды освещать на канале «Россия-1» ход «Евровидения». Репортаж вели из Стокгольма, Россию на том конкурсе представлял Сергей Лазарев.

Эфир начался с временным запасом, еще до того, как на сцену вышел первый конкурсант. Эрнест Мацкявичюс стал интеллигентно описывать в кадре предконкурсную обстановку и вдруг увидел, что Губерниев отчаянно ему жестикулирует. Давай, мол, форсировать звук, накручивать эмоции. 

– Я понял, что Дима прав: надо зрителей разогреть, заразить, зацепить своей эмоцией, и тогда они не оторвутся от экрана и будут еще больше болеть за нашего исполнителя, – сказал Мацкявичюс.

У них получился хороший тандем, но желания еще раз освещать такой конкурс у Мацкявичюса не возникло: «В «Вестях» – лучше».

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Что у вас, ребята, на груди?
Октябрятская звездочка Кто из рожденных в СССР помнит свой первый школьный значок?
Христофоров – это месседж
Вчера на экраны кинотеатров вышел фильм Алексея Гуськова «Вечная жизнь Александра Христофорова»
Аксинья, Раневская, кот-болельщик
Они встретились на выставке «Сказания тихого Дона»
Челлендж #ЕстьКонтактНВ
Этот проект газеты помогает родителям находить взаимопонимание со своими детьми, сохранять их доверие. Чтобы, подрастая, они не чувствовали себя одино...
Парижане услышат барабанную дробь шахтинцев
Барабанщики Шахтинского Якова Бакланова казачьего кадетского корпуса включены в состав донской делегации, которая примет участие в Днях культуры Росто...
В этом номере