Культура / №306 от 12 Октября 2018 г.

Кассетный винтаж


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
У меня сломался диктофон. А записанное на компакт-кассету интервью нужно было срочно расшифровать, поскольку брала его у писателя-юбиляра. Помню, увидев мой диктофон, он удивился, сказал, что наговаривает главы своих новых романов на «цифру»: «Очень удобная штука». Цифровой диктофон у меня тоже есть, но работать на кассете давно стало привычкой. Разговор с писателем записался отлично. Но, когда села за расшифровку, поняла, что старый и верный товарищ «Панасоник» меня крепко подвел: кассета не перематывалась ни вперед, ни назад.

Голландскому инженеру и изобретателю Лу Оттенсу, аудиокассета обязана своим появлением на свет.

Лихорадочно перебирая в памяти, кто из коллег еще работает на кассетном диктофоне, пришла к выводу, что из таких осталась, пожалуй, только Марина Каминская. Марина согласилась одолжить мне свой диктофон. Но получить его я могла только на следующий день. А время поджимало. И тут я вспомнила о музыкальном центре, который, потеряв актуальность, перекочевал из комнаты в кладовую. Вытащив его оттуда, я затаила дыхание, вставила в магнитофон кассету, нажала кнопку воспроизведения и… услышала голос интервьюируемого. 

Правда, мне понадобилось добрых три часа, чтобы сделать расшифровку. Но это стоило того. Интервью было готово, сверено с героем и вовремя вышло в газете. А вот найти потом мастерскую по ремонту кассетных диктофонов, увы, не удалось. Во многих местах мне отвечали: «Мобильные телефоны ремонтируем, диктофоны – нет». «Видимо, время кассетных диктофонов действительно прошло», – подумала тогда. 

Количество кассетных коллекционеров (которых 10 лет назад насчитывались единицы) в мире продолжает расти.Да что говорить, в августе компакт-кассете стукнуло 55! По еще действующему закону – пенсионный возраст, если провести аналогию с возрастом человека. Если, опять же, отмотать время назад, то нужно вспомнить голландского инженера и изобретателя Лу Оттенса, которому аудиокассета обязана своим появлением на свет. В 60-е он работал в отделе новых разработок компании Philips. Первый образец придуманной им компакт-кассеты был представлен Philips в 1963-м на международной выставке бытовой электроники в Берлине. 

Первый советский магнитофон под компакт-кассету производился в Харькове на заводе «Протон». Назывался он «Десна».С помощью портативного прибора на кассету можно было записывать и воспроизводить аудиосигнал. Запись велась на обе стороны со временем звучания в 30 и 45 минут. Годы спустя Оттенс возглавит один из заводов Philips в Бельгии, в 70-е – аудиовидеопроизводство фирмы, а через 20 лет после создания компакт-кассеты станет участвовать в разработке первого проигрывателя уже компакт-дисков. Но это будет потом. А в начале 60-х компакт-кассета произвела фурор в мире электроники и оттеснила на второй план виниловые пластинки и катушечные магнитофоны. 

Популярность аудиокассет отмечается у американских независимых исполнителей, работающих в жанрах lo-fi, punk rock и heavy metal.Аудиокассеты стали массово выпускать в Голландии, ФРГ, Японии. В СССР они появились в конце 60-х. Кстати, первый советский магнитофон под компакт-кассету производился  в Харькове на заводе «Протон». Назывался он «Десна». Качеством не отличался, спросом не пользовался, поскольку стоимость его соответствовала месячной зарплате начальника отдела крупного НИИ. К тому же компакт-кассеты тогда массовым тиражом в стране не производились, небольшими партиями их выпускал тот же «Протон». Позже в Таллине аудиокассеты с записями песен стала выпускать Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия». В основном кассеты поставлялись из ГДР. 

Появившиеся кассеты требовали новых технических решений в устройствах, предназначенных для записи звуковой информации и ее последующего воспроизведения. И, конечно, такой возможностью не могли не воспользоваться мировые компании, производящие диктофоны, плееры, магнитофоны. Они стали совершенствовать их технически и выпускать, как говорится, пачками. В советские времена приобрести западногерманские или японские магнитофоны можно было за доллары в магазинах «Березка». Дети военных привозили их из стран соцлагеря, где в группе советских войск служили их отцы. Весной и летом обладатели магнитофонов выставляли их в открытые окна, включив на всю громкость музыку, или прохаживались с модной для того времени диковинкой, привлекая внимание прохожих. 

Однако шиком считался двухкассетный магнитофон. Японские компании их выпускали в большом количестве. Преимущество двухкассетника было в том, что одну кассету с записями песен можно было не только слушать, но и параллельно записывать на другую кассету. 

Такой двухкассетник привезли из зарубежной командировки друзья моих родителей. Послушать на нем кассеты с записями «Битлз» и «Пинк Флод» приходили их родственники, друзья, соседи. В 80-х – начале 90-х о таких магнитофонах мечтали многие молодые люди. В комиссионные магазины, куда их сдавали на продажу многие ходили смотреть на двухкассетник, как в музей. О покупке речи быть не могло, поскольку стоили такие магнитофоны бешеных денег. Кассеты можно было слушать на стационарном музыкальном центре и карманном плеере, которые к тому времени стали пользоваться большим спросом. 

Недостатком кассет советского производства было то, что время их звучания составляло 60 минут. В то время как музыкальные альбомы, как правило, звучали 45 минут, иногда – 90. Многие меломаны ворчали, что они неудобны. Я же использовала 45-минутную кассету для работы. Во время интервью такая кассета дисциплинировала. Во-первых, зная о том, что во время беседы с героем интервью нужно уложиться в определенное время, я не задавала ему лишние вопросы, а во-вторых, не позволяла интервьюируемому «растекаться мыслью по древу». Словом, в работе 45-минутка была просто идеальна. 

Проблематично было с кассетой длительностью 60 минут. Расшифровка с такой кассеты причиняла головную боль, поскольку занимала уйму времени, кроме этого, набегало много текста, который потом приходилось «резать». Выручали кассеты длительностью 44 минуты. Они, как правило, продавались с записями песен, которые соответственно стирались, а поверх них писалось интервью или чей-либо комментарий. 

Проблема с удобными по времени кассетами решилась с появлением на рынке в 80-90-х аудиокассет импортного производства. В моем столе до сих пор хранятся кассеты, выпущенные японской, южнокорейской и западногерманской фирмами. А также производимые в 90-х на Ростовской фабрике RONEeS.

Что интересно. Последние несколько лет в западных странах стали производить и продавать в магазинах виниловые пластинки. На, казалось бы, «хорошо забытое старое» вновь приходит спрос. Вместе с тем, стоимость редкого винтажного винила на аукционах, бывает, доходит до весьма больших цифр. Такие же заоблачные цены наблюдаются и на торгах во время продаж качественных аудиокассет, выпущенных в 80-90-е годы. 

Как утверждают знатоки, количество кассетных коллекционеров (которых 10 лет назад насчитывались единицы) в мире продолжает расти и уже доходит до десятков тысяч. Также пользуется популярностью сам образ аудиокассеты: сегодня под нее стилизуют сувениры, компьютерные флешки, чехлы для смартфонов. 

В инете нашла информацию о том, что в последнее время нарастающая популярность аудиокассет отмечается у американских независимых исполнителей, работающих в жанрах lo-fi, punk rock и heavy metal. Оказывается, их привлекает то, что производство кассеты с записью обходится сегодня во много раз дешевле вновь набравшего популярность винила. К аудиокассетам исполнители часто прикладывают ссылку для скачивания этой же записи в цифровом формате. Так что списывать аудиокассету, видимо, рановато. Похоже, она переживает вторую молодость. И хотя сейчас я пользуюсь во время работы цифровым диктофоном, но имею в виду и старый кассетный, который обязательно отремонтирую. Раритет, однако.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Новые деревья «Литературного леса»
По инициативе министерства природных ресурсов РО и музея-заповедника Михаила Шолохова в станице Вешенской в минувшие выходные сажали «Литературный лес...
Год театра начнется с марафона
Одним из главных  событий Ростовской области в 2019 году станет Донской культурный марафон
Рудик Куркчиян выступил с сольной программой
С творческим отчетом перед ростовчанами и гостями  донской столицы выступил друг «Нашего времени» солист образцовой детско-юношеской вокальн...
В Азове - небесные лики
В Азовском музее-заповеднике входят в традицию выставки икон и предметов православного культа из фондовой коллекции
Что у вас, ребята, на груди?
Октябрятская звездочка Кто из рожденных в СССР помнит свой первый школьный значок?
В этом номере