Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №311 от 18 Октября 2018 г.

Театр, который меняет жизнь


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
«Минифест» (Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и молодежи) каждый раз обозначает главную тему для обсуждения между его участниками и почетными гостями. «Минифест-2018», который проходит в эти дни в донской столице, предложил им поразмышлять о том, как театр может повлиять на реальную жизнь, в идеале – обменяться опытом.

Сцена из спектакля «Левша». Фото с сайта www.teatral-online.ru

Спектакли по статьям

Патрик Луис ШарраттаПатрик Луис Шарратта – режиссер, прежде работал в театре. Но уже много лет он – сотрудник ООН. На «Минифест» г-н Шарратта привез целый чемодан маленьких брошюрок на разных языках. В них – набранная мелким шрифтом Всеобщая декларация прав человека.

Эту декларацию Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций приняла 10 декабря 1948 года, скоро – 70-я годовщина этого события. Г-н Шарратта предлагает отметить ее широко и творчески: театрализованными иллюстрациями к пунктам этого документа.

– Уже 700 тысяч молодых людей подключились к этой акции, ее провели в 35 тысячах школ мира, – такую впечатляющую статистику приводит этот почетный гость «Минифеста».

Обычно, поясняет г-н Шарратта, собирается группа из четырех-пяти человек и делает театрализованную иллюстрацию к какой-то из статей декларации. Самые интересные постановки размещаются на специальном веб-сайте.

Г-н Шарратта называет эту акцию мостом между театром и мировой дипломатией.


Словно луч надежды

На «Минифест-2018» приехал творческий коллектив, который живет и работает в условиях, сильно отличающих его от остальных. Это Донецкий академический театр юного зрителя из Макеевки.

– Перед нами стоит не теоретический, в самый что ни на есть практический вопрос: как с помощью искусства залечить раны наших зрителей? Отвечаем себе на него так: каждый спектакль должен быть искоркой счастья, он должен нести радость и наполнять зрителя уверенностью в том, что человек не одинок, – рассказывает директор театра Татьяна Репунова.

Мост Донецкого театра к своему зрителю – наполовину сказочный. Большое место в репертуаре занимают сказки или истории, похожие на сказки. Но все же этот мост не уводит зрителей от глубоких переживаний и проблем нравственного выбора.

На «Минифест» артисты из Макеевки привезли спектакль по мотивам лесковского «Левши». А незадолго перед поездкой сыграли на своей сцене премьеру – спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

– Время действия этой пьесы начинается летом 1941 года. Но она не о боевых действиях, она об отношении людей к войне, о том, как войной испытываются характеры. Мы сегодня в похожей ситуации, – продолжает Татьяна Репунова. – Нам теперь лучше, чем кому бы то ни было понятно, что чувствовали ленинградцы в блокаду, когда слушали в своем осажденном городе симфонию Шостаковича. И пьеса Розова в наших реалиях воспринимается иначе. Особенно фраза одной из героинь, пожилой женщины Варвары Капитоновны, о том, что лучше умереть в родных местах, чем скитаться по чужим углам.

 Однако главное для нас – несмотря ни на что дарить надежду. Это – опора нашего театрального моста, ведущего к сердцу зрителя.


Там, где нет телевизора

Джоанна Шерман – художественный руководитель американского Bond street theatreДжоанна Шерман – художественный руководитель американского Bond street theatre – привезла на «Минифест» удивительный слайд-фильм. 

Это кадры со сценами из любительских спектаклей. При этом запечатленные на них артисты – сами жители беспокойных, довольно опасных, если не сказать горячих точек на карте мира. Артистами они стали благодаря театру Джоанны. Под некоторыми кадрами можно прочесть, к примеру, такую подпись: «Спектакль против коррупции».

Джоанна уверена, что театр может быть мостом, ведущим к прогрессивному, свободному от предрассудков, мышлению. Когда у человека изменяется взгляд на мир, он и поступает по-иному. Вот что рассказала Джоанна о том, как ее театр наводил такие мосты в Афганистане.

– В Афганистане мы работаем с 2002 года. Афганистан – страна, в которой для женщин установлено множество традиционных ограничений. Многие женщины не участвуют в выборах. При том, что законодательно это не запрещено. Просто они не знают об этом своем праве, не понимают его важности. Об этом им никто не рассказывает. Ведь даже телевизор во многих семьях для женщин под запретом. Тем более когда идут программы на подобные темы. Есть населенные пункты, где телевизор не смотрят просто потому, что в домах проблемы с электричеством.

Мы приехали в Афганистан незадолго до общенациональных выборов, чтобы просветить женщин в этом вопросе. Театр оказался самым эффективным способом.

Дело в том, что многочисленные ограничения в этой стране не распространяются на женские посиделки. Афганские женщины могут собираться вместе, выступать перед подругами. Благодаря таким посиделкам мы создали несколько женских театральных групп. Наши новоявленные артистки сами придумали пьесу с местным колоритом о праве женщин участвовать в политических выборах и стали ее показывать, где только могли. Это вызвало большой интерес. Число женщин, которые становились зрительницами постановки или расспрашивали о ней у других женщин, увеличивалось в геометрической прогрессии.

В тот раз немалое число афганских женщин решило принять участие в голосовании на важных для курса страны выборах. Джоанна связывает это с тем мостом, сложенным из множества любительских спектаклей, который построил в Афганистане ее театр.

О других акциях, путешествиях и приключениях Джоанны – в ближайших номерах «НВ».

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА. 
В этом номере