В Ростовском областном музее краеведения открыта выставка в честь 100-летия ВЛКСМ
«Комсомол: молодежь, страна, эпоха» – такое у нее название. В нем – стремление музея на довольно небольшом выставочном пространстве показать, чем был комсомол для нашей страны, для донского края.
Интересно, что первые инициативные группы по созданию предтечи комсомола – Союза пролетарской молодежи – появились в Ростове еще летом 1917 года. Несмотря на такую активность, делегация от донского края на Первом Всероссийском съезде рабочей и крестьянской молодежи, провозгласившем о создании РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи), отсутствовала. По суперуважительной причине: все ушли на фронты Гражданской войны. Встали в ряды Красной армии либо вели подпольную работу.
Одежда многих комсомольских лидеров и спустя еще десять лет после окончания Гражданской войны напоминала военную форму: гимнастерка цвета хаки, брюки-галифе, заправленные в сапоги. Это был знаменитый стиль юнгштурм. На выставке демонстрируются юнгштурмовка, типичные костюмы рабфаковки, первоцелинника…
– Мы стремились наполнить визуальный ряд выставки яркими знаками времени и вместе с тем показать вещи эксклюзивные, – говорит куратор проекта Вера Голошубова. – Поэтому здесь и типичная одежда комсомольской молодежи, и плакаты, демонстрирующие разные стороны деятельности комсомольцев («Грамотный, обучи неграмотного!», «Знание – всем!», «Молодежь, в шахты!»).
и такой удивительный образец декоративно-прикладного искусства, как большая, вышитая гладью картина с изображением Волго-Донского канала. К сожалению, мы не знаем, кто автор этой работы, но предполагаем, что выбор такого сюжета мог принадлежать человеку социально активному, связанному с комсомолом. Волго-Донской канал был Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Здесь трудилось множество наших земляков.
В витринах – экспонаты, рассказывающие о первостроителях «Ростсельмаша» и «Атоммаша», движении театров рабочей молодежи, шефстве комсомольцев над младшими школьниками, героическом участии советской молодежи в Великой Отечественной войне. В каждой витрине – комсомольские билеты и значки. С годами их вид изменялся, так что, переходя от витрины к витрине, можно составить представление об истории этих символов советской эпохи.
– Особенно дороги нам комсомольские билеты, выданные в годы Великой Отечественной войны, – продолжает Вера Голошубова. – Некоторые датированы 1941-1942-м годами. До победы было далеко. Комсомольцев фашисты не щадили. А молодежь вступала в комсомол! Такие документы – это прежде всего свидетельства силы духа совсем еще молодых советских людей, их веры в победу.
– Я считаю, что у меня в этом году – два юбилея, – сказал на открытии выставки Николай Дмитриевич Пивоваров, известный политический и общественный деятель, народный депутат СССР: 100-летие Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и 70-летие моего в нем пребывания.
Николай Дмитриевич напомнил о том, что, помимо Всесоюзных ударных комсомольских строек, слава о которых гремела по всей стране, во многих областях, городах и районах были еще свои, территориальные. Благодаря таким территориальным ударным комсомольским стройкам в Ростовской области в послевоенное время стала развиваться легкая промышленность. Ведь те же донские швейные фабрики строила молодежь, направленная туда по комсомольским путевкам, а первыми работницами этих фабрик становились комсомолки.
Несколько экспонатов выставки связаны с историей нашей газеты – «Большевистская смена – Комсомолец – Наше время». Она появилась на свет в 1921 году как молодежное издание. Посетители выставки увидят номер «Большевисткой смены» за 1936 год, номер ее издания-спутника «Ленинские внучата», вышедший в 1927 году, юбилейный номер «Комсомольца», посвященный полувековому юбилею газеты. Рядом – поздравительные телеграммы от «Комсомольской правды», от людей, имена которых в те годы знала вся страна.
– А ведь это сегодня – большая редкость! – воскликнула одна из молодых посетительниц, разглядывая витрину, за которой – значки Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957 году. – Я слышала, что в семьях участников этого фестиваля все, что с ним связано, принято передавать от родителей детям и внукам, хранить как семейную реликвию.
Официально комсомол перевернул свою последнюю страницу осенью 1991 года. Однако 1991 годом эта выставка не кончается. В ее следующей витрине – символика ряда нынешних молодежных организаций, в том числе волонтерских, которые в той или иной мере можно назвать продолжателями лучших традиций комсомола.
У ветерана ВЛКСМ Николая Дмитриевича Пивоварова на историю комсомола вообще свой взгляд:
– Комсомол родился в Гражданскую войну и будет всегда.
В рамках юбилея ВЛКСМ в «НВ» вышел цикл материалов, посвященный жизни донских комсомольцев:
«Это наша с тобой биография»
«Комсомол в Красном Сулине»
«Виктор ПОЛЯНИЧКО: «Быть вожаком – это высокое, строгое и радостное чувство...»
«О комсомоле – без черной краски»
«К юбилею комсомола»
«Во весь голос»
«Великая страна Комсомол»
«Два по сто Михалыча и Константиныча»
«Владимир БОЧАРНИКОВ: «Я – технарь. Но работа с людьми мне всегда нравилась...»
«ВАСИЛИЙ ТКАЧЕНКО: «Гляжу на «Наше время», а вспоминаю «Комсомолец»
«За путёвку в Сибирь «Энергии» пришлось побороться»
«Али был и в Ленинакане, и в Сомали»
«ПЕТР ЯЗЫКОВ: «Из-за «Комсомольца» я попал в милицию»