Такой выбор сделали ведущие артисты Ростовского музыкального театра Альберт ЗАГРЕТДИНОВ и Елизавета МИСЛЕР и теперь преподают в Ростовском колледже искусств.
Многие зрители перед началом балетных спектаклей еще ищут их имена в программках и, не найдя, справляются, где же артисты? Может быть, переехали в другой город?
Наоборот: это к ним приезжают из других регионов. Ведь Альберт Загретдинов и заслуженная артистка России Елизавета Мислер работают в Ростовском колледже искусств. Он – заведующий отделением «Искусство балета», она – художественный руководитель этого отделения.
Раньше, в течение нескольких лет, совмещали эту деятельность с работой в Ростовском музыкальном театре, танцевали центральные партии в его балетах. А накануне нынешнего театрального сезона решили целиком посвятить себя педагогике. Удивили этим поступком не только своих зрителей, но и многих коллег.
С вопроса об этом судьбоносном для них выборе начался и мой разговор с Елизаветой и Альбертом.
ЕЛИЗАВЕТА: – Этот выбор мы сделали не в одночасье. Для меня решающим стало ощущение: не успеваю! Работаю по 12 часов в сутки и все равно не успеваю, не могу уделять моим ученицам столько внимания, сколько считаю необходимым. Я мысленно представила перед собой две чаши весов. На первой – мое личное творчество, моя карьера, мой, если хотите, эгоизм. На второй – будущность моих девочек и профессиональной ростовской школы балета. Я ведь – коренная ростовчанка. Болею за родной город. Вторая чаша перевесила.
– Вы забыли добавить к содержимому первой чаши ваш талант…
ЕЛИЗАВЕТА: – Про искусство балета говорят, что оно передается от мастера ученику из ног в ноги, из рук в руки, из глаз в глаза. Мне посчастливилось работать с большим числом мастеров. Сейчас для меня передача этого опыта начинающим стала важнее моего личного успеха на сцене.
АЛЬБЕРТ: – Всегда тяжело расставаться с любимой профессией, но ведь мы ушли не в никуда. Будем реализовывать самих себя через своих учеников. Наши с Лизой первые выпускники уже влились в труппу Ростовского музыкального театра. В балете «Баядерка» есть картина «Тени». В ней участвуют двадцать четыре балерины. Двенадцать из них – наши недавние ученицы!
ЕЛИЗАВЕТА: – Напомню, что создание отделения «Искусство балета» в Ростовском колледже искусств напрямую связано с инициативой первого директора балетной труппы Ростовского музыкального театра Александра Иванова. Идея начала осуществляться пятнадцать лет назад. Она проста и естественна: театру постоянно нужны кадры, значит, надо самим их готовить профессионально и воспитывать.
Первое время у этого отделения не было своего помещения. Дети учились в школах, а на занятия собственно балетной подготовкой приходили в Ростовский музыкальный театр. Обретение собственных балетных классов стало счастьем. Теперь у руководителей отделения «Искусство балета» Ростовского колледжа искусств другая мечта. Вернее, она была с самого начала, но раньше казалась совсем уж недостижимой: чтобы в Ростове открылось балетное училище. Впрочем, это и сейчас вряд ли перспектива завтрашнего дня. А вот необходимость создания при отделении «Искусство балета» интерната для учащихся очевидна уже сегодня.
АЛЬБЕРТ: – Часто на областных хореографических конкурсах мы видим потрясающе талантливых детей. Начинаем говорить родителям, что ребенку следует учиться в нашем училище, в ответ – тяжелый вздох: «Для этого семье нужно переезжать в Ростов. У нас нет такой возможности».
ЕЛИЗАВЕТА: – Балетное образование очень сложное. Бывает, что мы принимаем ребят с соответствующей подготовкой и в возрасте 15-16 лет. Но это, как правило, ситуация, когда приходится переучивать. Детям, которые начинают у нас балетное образование, обычно десять-одиннадцать лет. Чтобы среди них были не только ростовчане, но и таланты из области, нужен интернат. По-другому эту проблему не решить.
– Вы обмолвились, что подготовка будущего артиста балета включает не только обучение профессиональным навыкам, но и его воспитание. В чем оно заключается?
ЕЛИЗАВЕТА: – Я когда-то услышала, что артистов балета надо выращивать, как цветы. Очень мне понравилась эта мысль. В моем понимании это означает создание для учеников особой атмосферы. Дети должны слушать красивую музыку, вдохновляться красотой, напитываться ею, чтобы отдавать потом зрителям.
Дети, которые к нам приходят, мечтают о том, чтобы их появление на сцене было зрелищем, вызывающим восторг и восхищение. Я пытаюсь убедить их в том, что невозможно стать божественно прекрасным внешне, если пренебрегаешь своим духовным ростом.
Для меня самой искусство балета – это игра на лучших струнах человеческой души. Зритель должен выходить из театра окрыленным, наполненным такими чувствами и эмоциями, которые, хотя бы до тех пор, пока это впечатление не растает, не позволили бы ему сделать что-то плохое.
– Этим летом вы размещали в социальных сетях неожиданные снимки: ваши балетные поддержки, но не на сцене, не в репетиционном классе, а на морском берегу. Или, к примеру, среди подсолнухов. Это происходило спонтанно, от избытка чувств? Или, может, так необычно и красиво вы решили завершить свое прощание со сценой?
АЛЬБЕРТ: – Это – серия снимков, которую мы начали еще до ухода из театра. Подумали, что, пока в форме, нужно делать такие кадры. Они приносят радость и нам, и тем людям, которые случайно оказываются рядом.
В поддержках, которые не на сцене, не в классе, а на лоне природы или на фоне какой-то архитектурной достопримечательности, есть особенная притягательность. Когда мы были в составе труппы Ростовского музыкального театра на гастролях в Испании, сделали такой кадр на фоне Мадридского королевского дворца. Хотели еще и на фоне Эйфелевой башни – помешала непогода. Но надеемся, что второй шанс у нас еще появится.
Фото из семейного альбома
Елизаветы Мислер и Альберта Загретдинова