Собеседник
Новая индустриализация
Президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай ПРИСЯЖНЮК – о промышленной политике и инвестиционном прорыве 
Подробнее
Культура / №0 от 31 Декабря 2018 г.

Я к вам пишу...


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Карандаши серебряные, свинцовые, итальянские...

Начиная с XIII века художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую прикрепляли к ручке. Такое приспособление называли «серебряный карандаш». Он требовал высокого уровня мастерства, так как стереть потом что-либо было невозможно. 


Прообраз привычного нам карандаша.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но четкий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов.
Подобными карандашами пользовался в том числе и Дюрер.

В XIV веке появился так называемый итальянский карандаш. Это был стержень из глинистого черного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. 

Графитные карандаши известны с XVI века. В местности Камберленд обнаружили темно-серую массу, которая оставляла следы на предметах, стали метить овец. Со временем из нее стали изготавливать тонкие заостренные палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и не подходили для письма. 
Художники, чтобы было удобнее и палочка не пачкала рук, зажимали эти «карандаши» между кусочками дерева, или оборачивать бумагой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. 

В Германии производство карандашей началось в городке Штайн под Нюрнбергом в 1719 году. Смешивая графит с серой и клеем, получали стержень не такого высокого качества, но более дешевый. 

В 1789 году ученый Карл Вильгельм ШЕЕЛЕ доказал, что графит является производным углерода. Он же и дал нынешнее название материалу – графит (от др.-греч. γράφω – пишу). 

Уже в следующем году венский мастер Йозеф ХАРДМУТ смешал графитную пыль с глиной и водой и обжег смесь в печи. Варьируя содержание компонентов он смог получить материал различной твердости. В том же году Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor, работающее до сих пор.

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон ФАБЕР-КАСТЕЛЬ, заметив что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Выпускался еще и особый вид графитных карандашей – копировальные (их называли химическими). В грифель копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивали водой и плотно прижимали к чистому листу бумаги, на котором оставался зеркальный отпечаток-копия.

Химические карандаши широко использовались и в качестве дешевой замены чернильных ручек.


Что написано пером…

Ручками из тростника, как мы знаем, писали еще во времена фараонов. А вот в римских Помпеях найдено бронзовое перо (это 79 год нашей эры!). 

Первое известное нам упоминание о письме гусиными перьями зафиксировано около 600 года. Писать стали больше – пергамент подешевел, затем в больших количествах появилась бумага.

Этот канцелярский набор (грифельный карандаш, перьевая ручка и нож для бумаг) сработан до Веоликой Отечественной войны из стали и слоновой кости.После того, как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, употребление гусиных начинает сходить на нет. К концу XIX века гусиные перья совсем вышли из употребления.

Еще в 1883 году Льюис Эдсон ВАТЕРМАН из Нью-Йорка сконструировал первую перьевую автоматическую ручку с собственным резервуаром для чернил.

В 1930-х годах братья Ладислав и Георг БИРО изобрели шариковую ручку, но только в 1952 году фабрикант письменных принадлежностей Марсель БИШ добился того, что его ручки стали писать мягко, не текли и не засыхали. Как вы понимаете, это зависело от состава чернил. Для того, чтобы иметь успех на североамериканском рынке, Марсель изменил написание своей фамилии и стал известен нам уже как БИК.

Помните, у Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»? Современные инженеры пошли дальше – пишущие шарики для шариковых ручек и сердечники некоторых бронебойных снарядов изготавливают из одного и того же сплава!
Шариковая ручка внешне напоминает подкалиберный снаряд.


Алексей Захаров
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Эмаль - дело семейное
В Ростовском областном музее изобразительных искусств стартовала выставка «Ее Величество эмаль»
Туркменский режиссер ставит в Перми спектакль по пьесе донского драматурга
В этой пьесе переплетаются мотивы Достоевского и Лескова, а накалом страстей она заставляет вспомнить Шекспира
Бабушкины лайфхаки
В СССР хозяйки на кухне пользовались самыми разными гаджетами.«У домашнего очага» Продолжим экскурсию?
Сила благовестия
Центральным событием выставки «Дон православный» в «ДонЭкспоцентре» стало открытие интерактивной экспозиции в честь святого праведного Иоанна Кронштад...
Дни января
• 14.01.1795 – родился Арутюн Аламдарян – поэт, педагог, общественный деятель, поборник присоединения Восточной Армении к России. Составил и издал «Кр...