В «Шолохов-центре» – уникальная выставка африканских масок и скульптур
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Она разместилась в мансарде ростовского филиала Шолоховского музея-заповедника и наполнила его своей удивительной энергией. Недаром говорят, что народная африканская скульптура – это молитва. Или – заклинание.
Выставку в «Шолохов-центре» назвали «Новарро. Африка». Новарро – это не имя какого-то загадочного африканского племени. Эдди Новарро – бразильский фотограф. Он прославился фотопортретами своих знаменитых современников: кинозвезд, писателей, художников. К примеру, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Пабло Пикассо.
Другой его страстью были путешествия по Африке. Эдди Новарро в 1950-е годы объездил многие страны Центральной Африки. Из каждой поездки привозил шедевры африканского народного искусства. Некоторые вещи подбирал не только для своей коллекции, но и для своих знаменитых знакомых. В частности, для Пабло Пикассо.
На Пабло Пикассо в свое время творения африканских народных мастеров и, прежде всего, мастеров деревянных скульптур, произвели столь сильное впечатление, что именно с ним искусствоведы связывают поворот художника к кубизму.
– Африканскую коллекцию Эдди Новарро мы увидели в «Поленово», очаровались и загорелись желанием показать ее у себя, – сказала на открытии выставки директор Шолоховского музея-заповедника Ольга Анистратенко.
Однако «Поленово» (Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова) – это на Оке, в Тульской области. Как же оказалась в Центральной России коллекция шедевров Центральной Африки, собранная жителем Бразилии?
История, которую рассказала «НВ» Надежда Баева, сотрудник музея-заповедника «Поленово», похожа на эпизод из романа. Эдди Новарро перед уходом в лучший из миров не успел распорядиться судьбой своей уникальной африканской коллекции. Когда в 2003 году Эдди не стало, его жена подумала, что неплохо было бы отдать сокровища мужа в музей-заповедник «Поленово». На временное хранение.
Фантастика? Абсолютная, если не знать, что супругу Новарро зовут Татьяной и родом она из Москвы. В Москве Татьяна с Эдди Новарро и познакомилась. Он приехал тогда в СССР уже в ранге всемирно известного фотографа. Татьяну определили к нему переводчицей.
В юные годы Татьяна проходила практику в «Поленово». Там выполняла разнообразные задания – от заготовки сена для лошадей до проведения экскурсий. Об этом музее-заповеднике у нее остались самые светлые воспоминания.
Потом Татьяна продала эту африканскую коллекцию, но и новая владелица пока не возражает против ее пребывания в «Поленово». Демонстрируют сокровища Эдди Новарро нечасто. Каждую выставку согласовывают с владелицей коллекции.
Ростов – всего лишь третий город, где она гастролирует. До этого были выездные выставки в Туле и Серпухове.
Надежда Баева говорит, что порой сотрудникам их музея приходится слышать упреки: зачем, мол, пропагандируют чужую культуру? Разве это – задача «Поленово»?
Эти упреки выдают отсутствие знаний о жизни и творчестве замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Он был патриотом, но ни в коей мере не квасным. Еще его предки собирали предметы искусства разных стран, Василий Дмитриевич продолжил эту семейную традицию. Так что нахождение в усадьбе русского художника Поленова коллекции народного африканского искусства – в духе интересов и пристрастий самого ее хозяина.
P.S. Существует множество суеверий, связанных с африканскими масками. Как утверждает экскурсовод Екатерина Куропаткина, на этой выставке нет масок, созданных для каких-то мрачных или печальных церемоний. Только позитивные: танцевальные, свадебные.