В Белокалитвинском районе археологи, называющие себя спасателями, ведут раскопки Литвиновского кургана
«Спасательная археология» – общепризнанное название того, чем занимаются бригады ученых на местах будущих строек. Именно из-за стройки и пришлось раскрывать курган Литвиновский. Согласно проекту, через курган должен пройти газопровод. В другое время ни ученые, ни областное министерство культуры на это бы не пошли. В конце концов, артефакты сохраннее, когда пребывают захороненными. Но тут делать нечего. Содержимое кургана надо срочно спасать, переносить все находки в музеи.
Как рассказывают сами археологи, курганы Дикого Поля – это по преимуществу захоронения. Хотя среди 54 белокалитвинских курганов есть и так называемые сторожевые. С таких искусственных высоток древние дозорные следили за окрестной обстановкой и всегда были готовы оповестить о приближении врага. Но артефакты, способные многое открыть нам в укладе жизни бронзового века, хранят и они. Однако в курганах-могильниках таких артефактов неизмеримо больше.
Литвиновский как раз и относится к последним. Вскрыв его, донские археологи причислили курган к так называемым катакомбным захоронениям. Иными словами, под толщей земли прорыты причудливые ходы, ведущие в погребальную камеру. Вместе с телом туда обычно укладывались оружие и предметы быта. И даже пропитание в виде разделанных туш животных. Здесь же могли хоронить и родственников усопшего.
Всё это обнаружила бригада археологов, добравшись до погребальной камеры. Всё, кроме останков главы рода. Центральная могила пустовала. И это при том, что «черные копатели» в курган явно не проникали. Так в чем же дело? О какой драме, развернувшейся на древнем пространстве между нынешними Северским Донцом и рекой Кундрючьей несколько тысяч лет назад, это может нам поведать?
– В археологии такое пустое захоронение называется кенотаф, – поясняет руководитель экспедиции Дмитрий ЗЕНЮК. – Делали его в случаях, если человек пропал без вести либо погиб. В том числе и на поле боя вдали от дома…
Здесь же – еще две могилы с останками младенца и, судя по всему, молодой женщины. Кто они? Кем приходятся отсутствующему главе рода? И что за тайну скрывает их смерть?
Не исключено, что и женщину, и ребенка насильственно умертвили, получив известие о гибели главы рода. Тем более что в древности существовал такой жутковатый обычай…
Но пока это лишь предположение. Более точно судить о событии, отстоящем от нас на четыре с лишним тысячелетия, во тьме веков, можно будет после исследования останков антропологами. Благо здешняя земля сохранила останки во вполне пригодном для изучения состоянии. Да и состояние найденных предметов радует. На кувшинах и чашах явственно просматривается сложный орнамент, что свидетельствует о высоком уровне мастерства гончаров той поры. Поражают какой-то особой изысканностью найденные здесь же костяные кольца и серьги.
Археологам еще предстоит проникнуть в глубь кургана. Данные рентгеновских исследований дают основание полагать, что Литвиновский таит в себе следы и более ранних эпох. А пока Д. Зенюк подводит некоторые результаты уже проделанной работы:
– За месяц работ мы обнаружили в кургане три захоронения, датированные примерно вторым тысячелетием до нашей эры. Это 4,5 тысячи лет назад…
Надо сказать, здешний народ с некоторой опаской относится к работе археологов. Мол, стоило ли разрывать древний курган – ведь это исстари считается дурной приметой. Не навлечь бы на Литвиновку беды… На это археологи резонно замечают, что курган все равно бы потревожили при строительстве газопровода. Только в этом случае оказались бы безвозвратно утраченными ценнейшие материальные свидетельства ушедших времен.
– Мы не расхитители гробниц, – говорит Д. Зенюк. – Наша цель – спасти содержимое кургана от уничтожения…
По словам руководителя экспедиции, после исследования найденные останки перезахоронят, а для предметов материальной культуры найдется место в музеях. По-любому, своей работой, которую приходится проводить в далеко не благоприятное для раскопок время, донские археологи как бы приближают к нам древность, позволяя яснее осознать связь времен и наше собственное место в их неразрывной цепочке.