Дата публикации:
29 окт 2023 г.
Помните, в фильме «Мы из джаза» суровая комиссия, в состав которой входили комсомольские активисты, клеймит позором музыкантов, отважившихся играть джаз? Такой расхожий стереотип: идейно чуждую музыку комсомол не одобрял. Ростов и здесь выбивается из общего ряда: началом своей славы джазовой столицы России город во многом обязан… комсомолу.
790
Именно Октябрьский райком ВЛКСМ взял под свое крыло эстрадный оркестр «Молодость-66», созданный ни много ни мало на режимном предприятии – заводе радионавигационной аппаратуры. Организовал этот самодеятельный коллектив в 1964 году пришедший работать на завод после училища Рафаиль Туишев.
Потихоньку начали выступать, приобрели определенную популярность. Оркестр стали приглашать на все значимые мероприятия Октябрьского района и города. Завод поддерживал свой оркестр. Специально разработали пульты, сшили концертные костюмы… В 1966 году получили разрешение на профессиональные выступления. Именно в нашей газете «Комсомолец» в заметке от 8 мая «Молодость-66» впервые назвали джаз-оркестром. Был в коллективе и диксиленд «Веселые ребята».
После успешного выступления на областной комсомольской конференции секретарь ЦК ВЛКСМ М. Шевцова предложила отправить ростовский коллектив в гастрольную поездку по БАМу. И все бы ничего, но они работали на режимном заводе. Увы, гастроли не состоялись. Зато было много выступлений по области – собранные за концерты деньги перечисляли на проведение Всемирного фестиваля молодежи и студентов, на строительство памятника освободителям Ростова на Комсомольской площади… В репертуаре была разноплановая музыка, в том числе и джазовые пьесы.
Горком комсомола помог и созданию молодежно-эстетического клуба «Радуга», где появилась секция джазовой музыки, которую возглавил Рафаиль Туишев. Лекции, концерты, общение музыкантов разного уровня – свободное, творческое. Джаз был пока еще не очень признан официально, но, как известно, запретный плод сладок. И узнать об этой музыке побольше, послушать исполнителей мирового уровня мечтали все.
Именно в Ростове появился первый джазовый просветитель в СССР – Игорь Сигов. Его самиздатовские исследования джаза просто разлетались по рукам. Игорь Сигов смог объединить увлеченных джазом исследователей и популяризаторов из Ростова, Воронежа, Рязани, и появилась «Группа по исследованию джаза в СССР». Переводились книги о джазе, на печатной машинке размножались тексты, переписывались ноты.
Идея провести встречу ростовских музыкантов с артистами оркестра Олега Лундстрема тоже принадлежала Сигову. И эта встреча во многом определила дальнейшую судьбу многих талантливых джазовых исполнителей из Ростова.
Ростовский джаз-клуб очень активно работал. Первым его председателем стал Рафаиль Туишев. Все его начинания получали поддержку секретарей обкома и горкома ВЛКСМ – Ю. Догадайло, Н. Барановского, В. Быховенко, О. Маркина, Ю. Кожевникова…
В 1967 году делегация из Ростова посетила Международный фестиваль «Таллин-67». Его организаторами были Министерство культуры Эстонии, Союз композиторов, Таллинский горком ВЛКСМ и горисполком. Программа не ограничилась только концертами, были и выставка «Советский джаз в фотографиях», и международная выставка джазовых грампластинок, и школа для музыкантов страны. Впервые было проведено совещание представителей джазовых молодежных клубов из разных городов для создания единого координирующего центра… Программы фестиваля транслировало Центральное телевидение и Всесоюзное радио. Статьи о нем появились в центральных журналах и газетах. Правда, потом заведующего городским отделом культуры Таллина уволили с работы...
Затем был куйбышевский фестиваль «Весна-69», посвященный 50-летию самарского комсомола. Там ростовчане произвели настоящий фурор. Инструментальное трио под руководством Аркадия Эскина стало лауреатом, а его пьеса «Гулял казак по Дону» была удостоена диплома I степени. Ростовчанка Татьяна Тумбулова, выступившая на сцене фестиваля, стала первой в СССР джазовой пианисткой…
Ростов приобрел заслуженный авторитет в мире джаза. Все чаще и чаще наших музыкантов стали приглашать в другие города Союза. Поездки помогали организовывать партийные и комсомольские органы.
А впереди были исторические выступления в Ростове американского джаз-оркестра Дюка Эллингтона, джаз-оркестров под управлением Теда Джонса и барабанщика Мэлла Льюиса, открытие нового отделения эстрадной и джазовой музыки в Ростовском училище искусств, открытие джазовой кафедры в консерватории… Первый профессор джаза тоже появился в Ростове – им стал Ким Назаретов. Первая уникальная система джазового образования – школа – училище – вуз – аспирантура – тоже родом из Ростова...
Потихоньку начали выступать, приобрели определенную популярность. Оркестр стали приглашать на все значимые мероприятия Октябрьского района и города. Завод поддерживал свой оркестр. Специально разработали пульты, сшили концертные костюмы… В 1966 году получили разрешение на профессиональные выступления. Именно в нашей газете «Комсомолец» в заметке от 8 мая «Молодость-66» впервые назвали джаз-оркестром. Был в коллективе и диксиленд «Веселые ребята».
После успешного выступления на областной комсомольской конференции секретарь ЦК ВЛКСМ М. Шевцова предложила отправить ростовский коллектив в гастрольную поездку по БАМу. И все бы ничего, но они работали на режимном заводе. Увы, гастроли не состоялись. Зато было много выступлений по области – собранные за концерты деньги перечисляли на проведение Всемирного фестиваля молодежи и студентов, на строительство памятника освободителям Ростова на Комсомольской площади… В репертуаре была разноплановая музыка, в том числе и джазовые пьесы.
Горком комсомола помог и созданию молодежно-эстетического клуба «Радуга», где появилась секция джазовой музыки, которую возглавил Рафаиль Туишев. Лекции, концерты, общение музыкантов разного уровня – свободное, творческое. Джаз был пока еще не очень признан официально, но, как известно, запретный плод сладок. И узнать об этой музыке побольше, послушать исполнителей мирового уровня мечтали все.
Именно в Ростове появился первый джазовый просветитель в СССР – Игорь Сигов. Его самиздатовские исследования джаза просто разлетались по рукам. Игорь Сигов смог объединить увлеченных джазом исследователей и популяризаторов из Ростова, Воронежа, Рязани, и появилась «Группа по исследованию джаза в СССР». Переводились книги о джазе, на печатной машинке размножались тексты, переписывались ноты.
Идея провести встречу ростовских музыкантов с артистами оркестра Олега Лундстрема тоже принадлежала Сигову. И эта встреча во многом определила дальнейшую судьбу многих талантливых джазовых исполнителей из Ростова.
Ростовский джаз-клуб очень активно работал. Первым его председателем стал Рафаиль Туишев. Все его начинания получали поддержку секретарей обкома и горкома ВЛКСМ – Ю. Догадайло, Н. Барановского, В. Быховенко, О. Маркина, Ю. Кожевникова…
В 1967 году делегация из Ростова посетила Международный фестиваль «Таллин-67». Его организаторами были Министерство культуры Эстонии, Союз композиторов, Таллинский горком ВЛКСМ и горисполком. Программа не ограничилась только концертами, были и выставка «Советский джаз в фотографиях», и международная выставка джазовых грампластинок, и школа для музыкантов страны. Впервые было проведено совещание представителей джазовых молодежных клубов из разных городов для создания единого координирующего центра… Программы фестиваля транслировало Центральное телевидение и Всесоюзное радио. Статьи о нем появились в центральных журналах и газетах. Правда, потом заведующего городским отделом культуры Таллина уволили с работы...
Затем был куйбышевский фестиваль «Весна-69», посвященный 50-летию самарского комсомола. Там ростовчане произвели настоящий фурор. Инструментальное трио под руководством Аркадия Эскина стало лауреатом, а его пьеса «Гулял казак по Дону» была удостоена диплома I степени. Ростовчанка Татьяна Тумбулова, выступившая на сцене фестиваля, стала первой в СССР джазовой пианисткой…
Ростов приобрел заслуженный авторитет в мире джаза. Все чаще и чаще наших музыкантов стали приглашать в другие города Союза. Поездки помогали организовывать партийные и комсомольские органы.
А впереди были исторические выступления в Ростове американского джаз-оркестра Дюка Эллингтона, джаз-оркестров под управлением Теда Джонса и барабанщика Мэлла Льюиса, открытие нового отделения эстрадной и джазовой музыки в Ростовском училище искусств, открытие джазовой кафедры в консерватории… Первый профессор джаза тоже появился в Ростове – им стал Ким Назаретов. Первая уникальная система джазового образования – школа – училище – вуз – аспирантура – тоже родом из Ростова...