Дата публикации:
18 ноя 2023 г.
Отдел искусств Донской государственной публичной библиотеки подготовил специальный проект в честь 90-летия народного театра ДК «Ростсельмаш»
872
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Бывшие и нынешние артисты театра собрались в публичке на юбилейный вечер и спектакль, посвященный истории театра. Автор сценария – сотрудник отдела искусств ДГПБ Александр Пхида – сам когда-то играл в народном театре «Ростсельмаша».
Вместе с экс-актерами театра Вячеславом Олейниковым, Галиной Осканян, Вячеславом Михайловским и Ольгой Цимма собравшиеся перелистали наиболее важные страницы истории народного коллектива. Их дополняли и украшали строчки стихотворной антологии жизни театра. Ее на протяжении 40 лет (с 1961 по 2001 год) писал артист Народного театра драмы ДК «Ростсельмаш» Юлий Чеботарев, недавно ушедший из жизни.
В последний месяц своей жизни Юлий Николаевич сильно болел, и чтобы отвлечь его от грустных мыслей, Александр Пхида начал писать сценарий по текстам Чеботарева и архивным материалам театра. Часть сценария Юлий Николаевич успел прочитать и одобрить...
Во время Великой Отечественной войны клуб был разрушен. Жизнь театра продолжилась уже во Дворце культуры, построенном на площади Сельмаша. Его торжественное открытие состоялось в 1962 году. Здесь театр располагается и сегодня.
«Как закалялась сталь» – первый спектакль, поставленный сельмашевским театром. Главную роль в нем сыграл Михаил Скакунов, впоследствии ветеран завода «Ростсельмаш». Сельмашевские артисты стали первыми, кто вывел книгу Н. Островского «Как закалялась сталь» на сцену, поставив по ней спектакль. Они сыграли его 57 раз.
Над самодеятельным театром шефствовал театр-студия Юрия Завадского, работавшего с 1936 по 1939 год в Ростове, в театре им. М. Горького. С самодеятельными актерами занимались настоящие звезды – Вера Марецкая, Николай Мордвинов и даже сам Юрий Завадский находил для этого время.
«При ней театр народным стал» – написано в антологии про Людмилу Измайлову. Действительно, коллективу, который она возглавляла, было присвоено звание народного театра. Она поставила «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, «Походный марш» Александра Галича, «Иркутскую историю» Алексея Арбузова. Вот что об исполнительнице главной роли в «Иркутской истории» писала в мае 1961 года наша газета («Комсомолец»): «Слесарю Галине Ионовой, молодой участнице драматического коллектива, удалось создать образ бесшабашной девчонки, кассирши из магазина, которая на все смотрит легко: на жизнь, на заработки, на любовь. Критерием ее отношения к людям служат реплики: «Ты, говорят, много зарабатываешь? Значит, с тобой нескучно будет».
Ионова – девичья фамилия Галины Жигуновой, возглавившей впоследствии народный театр ДК «Ростсельмаш» и ставшей его последним бессменным режиссером. А еще Галина – мама известного российского актера, режиссера и продюсера Сергея Жигунова…
Ветераны народного театра посвятили сцене почти всю свою жизнь. Вечером, после работы, они спешили на репетиции, к любимым ролям, режиссерам, которые учили их театральному мастерству. Здесь появились настоящие династии самодеятельных артистов – Чеботаревы, Олейниковы, Жигуновы… Отцы и деды, дети и внуки выходили на эту сцену. Постепенно из рабочего драмкружка театр превратился в народный. Сегодня его историю продолжает писать студия «У-РА!» под руководством ученицы Галины Жигуновой Ольги Цимма. Театр живет…
Автор благодарит Александра Пхиду за содействие в организации материала.
#История народного театра ДК «Ростсельмаш»
Вместе с экс-актерами театра Вячеславом Олейниковым, Галиной Осканян, Вячеславом Михайловским и Ольгой Цимма собравшиеся перелистали наиболее важные страницы истории народного коллектива. Их дополняли и украшали строчки стихотворной антологии жизни театра. Ее на протяжении 40 лет (с 1961 по 2001 год) писал артист Народного театра драмы ДК «Ростсельмаш» Юлий Чеботарев, недавно ушедший из жизни.
В последний месяц своей жизни Юлий Николаевич сильно болел, и чтобы отвлечь его от грустных мыслей, Александр Пхида начал писать сценарий по текстам Чеботарева и архивным материалам театра. Часть сценария Юлий Николаевич успел прочитать и одобрить...
«В туманную заглянем даль...»
История театра берет свое начало в 1929 году. Тогда в столовой для строителей завода-гиганта располагался клуб с залом и сценой. Там показывали фильмы, был организован драмкружок. После запуска завода построили специальное здание «для культурного просвещения и развития работников завода и их семей». В нем работали университет культуры, кабинет политехнической учебы, духовой оркестр, мужской хор, цирк, свои спектакли ставил самодеятельный, теперь уже заводской театр. С этого момента и началась официально история сельмашевского театра.Во время Великой Отечественной войны клуб был разрушен. Жизнь театра продолжилась уже во Дворце культуры, построенном на площади Сельмаша. Его торжественное открытие состоялось в 1962 году. Здесь театр располагается и сегодня.
«Как закалялась сталь» – первый спектакль, поставленный сельмашевским театром. Главную роль в нем сыграл Михаил Скакунов, впоследствии ветеран завода «Ростсельмаш». Сельмашевские артисты стали первыми, кто вывел книгу Н. Островского «Как закалялась сталь» на сцену, поставив по ней спектакль. Они сыграли его 57 раз.
Над самодеятельным театром шефствовал театр-студия Юрия Завадского, работавшего с 1936 по 1939 год в Ростове, в театре им. М. Горького. С самодеятельными актерами занимались настоящие звезды – Вера Марецкая, Николай Мордвинов и даже сам Юрий Завадский находил для этого время.
«При ней театр народным стал»
За долгую историю театра им руководили 13 режиссеров. Первым был Михаил Аноров, артист из труппы Юрия Завадского. С 1947 по 1953 год театр возглавлял Антон Погодин. Его сменила на этом посту Людмила Измайлова.«При ней театр народным стал» – написано в антологии про Людмилу Измайлову. Действительно, коллективу, который она возглавляла, было присвоено звание народного театра. Она поставила «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, «Походный марш» Александра Галича, «Иркутскую историю» Алексея Арбузова. Вот что об исполнительнице главной роли в «Иркутской истории» писала в мае 1961 года наша газета («Комсомолец»): «Слесарю Галине Ионовой, молодой участнице драматического коллектива, удалось создать образ бесшабашной девчонки, кассирши из магазина, которая на все смотрит легко: на жизнь, на заработки, на любовь. Критерием ее отношения к людям служат реплики: «Ты, говорят, много зарабатываешь? Значит, с тобой нескучно будет».
Ионова – девичья фамилия Галины Жигуновой, возглавившей впоследствии народный театр ДК «Ростсельмаш» и ставшей его последним бессменным режиссером. А еще Галина – мама известного российского актера, режиссера и продюсера Сергея Жигунова…
Ветераны народного театра посвятили сцене почти всю свою жизнь. Вечером, после работы, они спешили на репетиции, к любимым ролям, режиссерам, которые учили их театральному мастерству. Здесь появились настоящие династии самодеятельных артистов – Чеботаревы, Олейниковы, Жигуновы… Отцы и деды, дети и внуки выходили на эту сцену. Постепенно из рабочего драмкружка театр превратился в народный. Сегодня его историю продолжает писать студия «У-РА!» под руководством ученицы Галины Жигуновой Ольги Цимма. Театр живет…
Автор благодарит Александра Пхиду за содействие в организации материала.
#История народного театра ДК «Ростсельмаш»