В Ростове на базе Донского государственного технического университета открывается центр развития лайфрестлинга (борьба за жизнь).
О том, как возник этот прикладной вид спорта, мы говорим с его создателем, доктором медицинских наук, академиком Международной академии наук экологии и безопасности в Ассоциации ООН, обладателем международных наград в области инноваций и обучения навыкам оказания первой помощи Валерием БУБНОВЫМ.
Откуда «ноги» растут?
Лайфрестлинг основан на вашей методике массового обучения навыкам оказания первой помощи. Как она создавалась?
Я начинал фельдшером на московской «скорой», потом занимался подготовкой медперсонала «Скорой помощи» Москвы. Для подготовки медперсонала нужен был учебник. Я писал его достаточно увлеченно аж три года. В конце 80-х начала создаваться медицина катастроф. Она задумывалась в расчете на ситуацию, когда много пострадавших и мало медперсонала. То есть минимальными действиями оказать максимальную помощь всем, чтобы потом их доставить в больницы. Причем живыми. И так случилось, что учебник увидел главный спасатель России Сергей Шойгу и попросил меня убрать из учебника все лекарства. Что я и сделал. Тогда он сказал: «Издадим на хорошей бумаге. Учебник пойдет к спасателям, в школы». В итоге учебник получил «золотую» медаль на Международном салоне в Женеве.
По вашему учебнику изучают основы безопасности жизнедеятельности предмет, который стал основным в новом законопроекте об образовании.
Вообще ОБЖ инициатива умнейшего человека академика Шадрикова, бывшего замминистра образования и науки России. Еще в 1985 году он предложил создать предмет, который бы помогал, прежде всего, не попадать в опасные ситуации, а если уже влип, то выбираться с наименьшими последствиями. Очень логично. Сами спасатели готовили очень хорошие учебники, им была «зеленая» улица. Знаю, потому что входил в экспертный совет по ОБЖ и часто ходил в Госдуму по этим вопросам. Но когда предмет стал федеральным, пришли генералы от химзащиты и медицины и стали создавать новые учебники. Тогда я наивно верил в сказку, что программ и учебников должно быть больше, а уже учитель выберет, что интересно и полезно. Но, оказывается, чем хуже учебник, тем больше откат. Я в этом не хотел участвовать и ушел тогда из министерства. Зачем школьнику изучать все виды техногенных катастроф, отравляющих газов, включая зарин и заман? Кто почувствует этот запах, он уже ничего не сможет сказать. И вместо живого предмета мы теперь имеем то, что имеем. Потом пошла идеология «трупов». На тренажере посмертной маске в образе утонувшей девушки под названием Анна стали обучать навыкам оказания первой помощи.
«Девушка» с распахнутым ртом, желтыми зубами и завалившимся языком? Ужасный тренажер. Для чего его придумали?
Чтобы тот, кто на нем обучается, привык к виду трупа и смог подойти потом к умирающему с помощью. Я врач «скорой» и до сих пор не могу привыкнуть к виду трупа. Это всегда неприятно и всегда, честно говоря, неприязнь. И вот на этом тренажере отрабатывались методы первой помощи. В частности, «рот в рот».
Кстати, в Японии от этого метода, как малоэффективного, отказались.
Японцы независимы в своих решениях. И потом, когда этот метод появился, не было СПИДа и гепатитов, которые не лечатся. Поэтому никто не собирается дышать «рот в рот» умирающему на улице. Это защитная реакция. Если я такой герой, то почему должны страдать мои родные от этих заболеваний. Срабатывает инстинкт самосохранения. Да, я буду спасать человека только надавливанием на его грудную клетку. Но Минздрав придерживается мнения, что должна быть только западная школа, западные тренажеры. В реализации которых заинтересованы торговые фирмы. А денег они стоят больших. Вот и пошли методики, которыми нормальный человек воспользоваться не может. Чисто формальный подход.
И какова цена такого подхода?
Я вам скажу. Каждый год на дорогах России погибают 30-40 тысяч человек; на водах 15-20, причем много детей; от бытовых травм, криминальных разборок, пьяных драк, поножовщины, несчастий на производстве тут цифры разные от 100 до 300 тысяч. Каждый год Россия теряет как минимум 500 тысяч граждан не по причине заболеваний, а по причине травматизма. Но несовместимые с жизнью повреждения это максимум 15-20%, остальные могли бы выжить, если бы к ним подошли с помощью. Но никто не подходит, потому что надо дышать изо рта в рот. И в стране пошел массовый отказ от любой помощи.
Когда вы отвечали за подготовку медперсонала московской «скорой», эти тренажеры были?
Тогда возникла проблема в их использовании зрелище ведь не из приятных. У меня студенты засовывали в них бычки. Я сам туда изо рта в рот не дышал, поэтому и других не мог заставить. Но чтобы ребята стали активно работать, мне пришлось слепить куклуробота, на которой отрабатывались методы первой помощи.
«Рождение» Гоши
Где лепили?
Дома, на кухне. Из вареного пластилина. Когда пластилин варишь, он приобретает коричневый цвет. Лепил я куклу в образе сорванца, подростка, который лезет туда, куда не надо. Название у нее поначалу было Гаврош. Это было в 1989 году. В апреле ударила жара. Я каркас не сделал, и пластилин начал плавиться.
И что вы со всем этим сделали?
Взял реанимобиль с кондиционером, положил расчлененного Гошу на белую простынку носилок. И мы с «маяками» поехали в Загорск (ныне Сергиев Посад) в Институт игрушек, где его можно было бы отлить в гипсе, а потом уже сделать форму. С технологом, который придумал пластилин «под кожу», и директором завода «Альфапластик» промчались через всю Москву. А в то время была карточная система, между областями стояли милицейские кордоны. Подъезжаем к Загорску перед нами на блокпосту опускается шлагбаум. Мы на реанимобиле с «маяками», а нас не пропускают! Подходят этакие детины в бронежилетах, с автоматами: «Показывайте, что везете?» Объясняю им, что здесь недалеко случился пожар, везем тяжело пострадавшего. Они, ребята неглупые, говорят: «Врешь. У тебя московские номера. Был бы тяжелый пострадавший, ты бы от нас вез его в Москву». «Хорошо, отвечаю. Не верите, зайдите, посмотрите». Первый открывает дверь, видит на белой простыне «обугленное», коричневого цвета туловище, отдельно руки, ноги, голова и медленно начинает оседать. Второй передергивает затвор автомата и упирается дулом мне в живот: «Ты что, гад, с ним сделал?» А тот уже реально падает, я его придерживаю и говорю: «Ну ты посмотри». Он заглядывает внутрь, и у него срабатывает рвотный рефлекс. Технолог, которая придумала Гоше «кожу», не видит, что происходит, спрашивает: «Почему задержка?» А директор завода, человек с юмором, видит происходящее и отвечает: «Они там документы подписывают». Когда эти ребята узнали, зачем едем, пропустили
Гаврош-Гоша предназначался для обучения оказанию первой помощи?
Он задумывался как армейский роботтренажер. Потом его, опять же, увидел Шойгу и сказал, что для спасателей робот «под сорванца» то, что надо. Когда для спасения Гоши все выполняется правильно, он розовеет «оживает», если же действия неверны, синеет «умирает». Впоследствии появился «младенец» Гаврюша, который, когда его оживляют, кричит, а также Глаша. То есть сделано поколение роботов совсем с иной для обучающегося идеологией, где все реакции умирающего и оживающего человека представлены в полном объеме. И аналогов им в мире пока что нет.
За эту работу вам присудили в Женеве золотую медаль в номинации «Медицина». А как восприняли у нас?
В Минздраве сказали, мол, у вас золотая медаль, хорошо. И тут же сказали, что надо провести клинические испытания. Иначе не пропустят куклу как медицинское изделие. Как на роботе провести клинические испытания?!
То есть вы создали нашу, российскую, систему и методику обучения оказания первой помощи.
Причем она взята из военной медицины. Да, армия консервативна. Но тот же курс молодого бойца в период Великой Отечественной помог вернуть в строй 80% раненых, в то время как у немцев возвращалось всего 36%. Почему? Потому что наш боец на поле боя умел накладывать жгут и повязку.
Немцев этому не учили?
Начали учить только в 43-м. До этого у них были санитары, они это делали.
В чем смысл вашей системы подготовки оказания первой помощи?
Одним взглядом взять больше информации о пострадавшем и событии, минимальными действиями достичь максимума эффекта. Этот принцип я применил для спецназа, затем переложил в школьные учебники, в учебные курсы для энергетиков. Эту методику РАО ЕЭС внедрило у себя в 2000 году. За семь лет число смертных исходов на производстве у энергетиков сократилась на 50%, а их тогда было 800 тысяч работников. Методика входит в школы. Российское Минобразования и науки обратилось ко мне с просьбой вернуться на должность замдиректора информационноаналитического центра по развитию основ безопасности жизнедеятельности. Сейчас разрабатываю олимпиады по ОБЖ.
В теории и на практике
В какой форме проводятся занятия?
Группа из 915 человек делится на команды по 34 человека. Роботы полностью объективны: либо «кричат», либо «оживают», либо «умирают». И поэтому у обучающихся неизбежно возникает состязательность. У меня простой принцип: я при всей группе учу оказанию первой помощи одну из команд, со всеми ошибками. Остальные смотрят и слушают. После перерыва я вызываю «оживить» Гошу тех, кто следил за моими действиями. Если они его «оживляют», я всей группе ставлю зачет.
А бывает незачет?
Такой пример. Идут занятия в медучилище. Сидит троица и все время хихикает, гогочет. Я никому не делаю замечаний. После перерыва вызываю эту троицу «оживить» Гошу, естественно ноли. Всей группе незачет. На следующее занятие именно эта троица опаздывает на два часа. Влетает в дверь со счастливыми глазами: «Мы человека спасли!» «Ну да, спасли! Вы же двоечницы, ни черта не умеете!» говорю. Не верю. Тут же слезы. Рассказывают, что когда они подошли к станции метро Арбатская, увидели лежащего на перроне возле вагона человека. С их слов: пульса не было, сколько лежал, непонятно. Маша делала непрямой массаж сердца, Катя проверяла пульс и так далее. Человек ожил. «А дальше?» спрашиваю. «Дальше подошли два милиционера», отвечают. Оп, вот это похоже на правду. Когда возникает какаято ситуация, менты гдето прячутся. Но тут она разрешилась человек ожил, и они вышли. Мои студентки проследили, как милиционеры довели его до милицейского пункта и вызвали «скорую». Я с трудом дождался окончания занятий. Поехал на Арбатскую, зашел в милицейский пункт, спрашиваю, мол, у вас была ситуация, девочки бомжа оживили. «Ой, такие девчонки классные. У тебя случайно нет их телефона?» у них свои мысли. То есть студентки говорили правду. Я потом сам купил одноразовые шприцы, за руку отвел их к академику Покровскому, чтобы определил, не заразились ли они СПИДом. Что произошло? На занятиях мы работали с куклой, а тут реальный грязный бомж. Но как только они до него дотронулись, он стал родным, и они делали вентиляцию легких, как их вначале учили «рот в рот», что я всем повторяю: так нельзя делать. Но зачет я им всетаки поставил.
Вам самому удавалось спасать не одну жизнь. А неудачи в работе были?
Около двадцати лет я работал только на реанимобилях, в бригадах интенсивной терапии. Имел право терять 40% своих пострадавших. При мне ни один не умер. Не потому, что я такой гениальный доктор, а потому что была хорошая команда.
Есть в памяти самый яркий случай?
Город Анапа, рядом поселок Джемете. Там дикие пляжи, а вокруг пионерские лагеря. Я врачспасатель. На море идет тягун холодное течение. На велосипеде из соседнего поселка приезжает здоровенный парень и говорит, что там достали ребенка, который был час под водой. Мчусь туда. Вижу, ребенок домашний. Бабушка привезла его из Питера лечить горло. Она отошла недалеко, и в этот момент мяч, с которым играл ребенок, смыло в море. Ребенок побежал за ним и утонул. Я вижу, что это труп. Но рядом стоит бабушка, и если я ей сейчас скажу, что ребенок мертвый, бабушка ляжет рядом. И я продолжаю его реанимировать. И вдруг ребенок кричит. Он выжил! Потом его бабушка каждый год мне присылала телеграммы об успехах Илюши или Кирюши, сейчас уже не помню. Мальчик закончил школу, поступил в электротехнический институт. Вдумайтесь, ребенок был под водой больше часа, тем не менее он остался жив! Есть чудеса, и надо верить, что если ты идешь с помощью, то все должно закончиться хорошо.
От 14 и старше
Как ваш метод пришел в спорт?
Шесть лет назад меня пригласили в учебный центр «Россия НАТО» для переучивания наших офицеров мирным профессиям. Я человек без политики. Пришел, увидел в списке: бухгалтер, счетовод. «Зачем офицеров переучивать на счетоводов? Давайте готовить их по военной патриотике, руководителями кружков», предложил я. Нижний чин, который там присутствовал, не подумав, сказал: «Давайте». Процесс пошел. Заключительным этапом стали первые соревнования с использованием элементов лайфрестлинга. Верхний чин НАТО, причем русскоязычный, увидел это дело, все быстро понял и сказал четкую фразу, что в задачи НАТО не входит повышение обороноспособности Российского государства. И представители НАТО отказались от дальнейшего финансирования. Был большой скандал. Дело дошло до Путина. Но обошлось. Спасатели тогда первыми заметили, что соревнования по лайфрестлингу это вообщето вид спорта. Причем экстремальный.
В чем заключается экстремальность?
На конкурсе спасателей я видел такие эмоции! Одному из польских спасателей дали самое простое задание. Из робота-младенца извлечь инородное тело, чтобы он задышал. Он все правильно выполнил. Младенец «пришел» в сознание и закричал. Что делает спасатель? Он кладет его на рогожку, накрывает курткой, становится на колени и молится: «Матка Боска, хлопче жиче » А на глазах слезы. Когда ребенку возвращают жизнь, это не меньший адреналин, чем когда какое-то время летишь, не раскрывая парашют. Этот новый вид спорта получил золотую медаль на Международном женевском салоне изобретений и инноваций и «Золотой знак» признания за вклад в развитие исламской цивилизации.
Почему для развития лайфрестлинга выбран ДГТУ?
Меня поразил ректор. Бесарион Месхи человек не из нашего мира. Я вижу, как он болеет за каждого студента, за каждое деревце, которое для того же студента. С этим связано и его решение создать в Ростове на базе вуза центр развития лайфрестлинга. К тому же в университете уже много лет действует единственный аттестованный в ЮФО студенческий пожарно-спасательный отряд. Он объединил замечательных ребят. В них столько энтузиазма, заинтересованности в познании нового, что, думаю, на всероссийских чемпионатах по лайфрестлингу, которые будут проходить в спортивнооздоровительном комплексе «Радуга» ДГТУ, они удивят многих.
Соревноваться будут только студенты?
Лайфрестлинг массовое спортивное движение. Он позволяет охватить самые широкие слои населения в возрасте от 14 до 70 лет знаниями и навыками оказания первой помощи после несчастного случая с элементами самообороны и правилами поведения в экстремальных ситуациях. Азарт и дух соперничества в лайфрестлинге привлекут каждого. Надеюсь, что приобретенные ими навыки помогут сохранить не одну жизнь пострадавшим, попавшим в беду.
Фото с сайта www.donstu.ru