Мы продолжаем тему школьного шахматного всеобуча, начатую публикацией «Шахматы: играют все!» 

Ольга Иконникова организовала в Новочеркасске турнир для донских учителей, реализующих шахматный всеобуч в Ростовской области, и выставку забавных шахматных фигур; рядом в том же зале в массовом турнире играли дети.

Собеседник «НВ» сегодня – председатель комиссии по шахматному всеобучу шахматной федерации Ростовской области, судья первой категории, доцент Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ольга Иконникова.

– В рамках шахматного «Мемориала Владимира Дворковича» на днях мы провели семинар для учителей, реализующих шахматный всеобуч в Ростовской области, – рассказывает Ольга Николаевна. – Его слушатели прошли обучение по темам «Правила шахмат» и «Правила соревнований». Их аттестовали на первую и вторую судейские категории, вручили сертификаты. То есть спортивная подготовка учителей, реализующих шахматный всеобуч, растет. Но важно все-таки понимать: спортивный тренер по шахматам и педагог шахматного образования общеобразовательной школы – это в большинстве случаев два различных специалиста. Да, каждый из них обучает младших школьников одному и тому же – игре в шахматы. Главное различие – в целевом подходе к обучению игре в шахматы. Тренер развивает у начинающего шахматиста в первую очередь спортивные качества, такие как психическая выносливость, общая физическая подготовленность, теоретические знания. В работе педагога превалирует образовательная составляющая шахмат: развитие познавательных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности. Они выступают на первый план и становятся основными показателями развития младших школьников.


Попытки разграничить спортивные и образовательные шахматы продолжаются. И все более актуален вопрос о том, что преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики.

Ведь при обучении игре в шахматы со спортивным уклоном в детско-юношеских спортивных школах, в спортивных кружках общеобразовательных школ или домов детского творчества акцент делают на выделении, отборе и подготовке потенциально перспективных шахматистов. Основной задачей тренера является поиск путей и способов дальнейшей специализации и повышения спортивного их мастерства.

– Методика иная?

– Вот именно! При обучении игре в шахматы с образовательным уклоном она другая. Во-первых, в рамках урока или внеурочной деятельности игре в шахматы обучаются все младшие школьники, вне зависимости от их потенциальных способностей. Делается упор на демонстрацию возможностей шахмат: что именно они дают детям безотносительно к тому, будут ли шахматы являться их профессиональной деятельностью на определённом жизненном этапе или нет.


– И каков же вывод?

 – Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей. С другой стороны, представители спортивных федераций могут использовать возможность шахматного всеобуча для реализации спортивных задач – создания резерва шахматных клубов и выявления перспективных шахматистов. 


Сообщайте по телефону редакции «НВ» 240­29­79 (e-mail: sipetinvalery@gmail.com) адреса, где шахматный всеобуч успешно развивается, а где, напротив, по разным причинам пробуксовывает. Озвучивайте свои идеи и предложения!