Поездка журналистов газеты «Наше время» в Донецк совпала со снежным коллапсом, накрывшим Ростовскую область.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Журналисты всегда надеются, что командировка совпадет с событиями, о которых можно написать оперативно – «с колёс». Но никто не рассчитывал попасть в чрезвычайную ситуацию, которая стала главной темой повестки дня федерального уровня. Совпадение случайностей привело к тому, что командировочная бригада «Нашего времени» в составе журналиста Аркадия Кузнецова, фотокорреспондента Аркадия Будницкого и водителя Николая Скрипки оказалась в снежном плену.
«Ты помнишь, как все начиналось…»
Темы командировки в город Донецк Ростовской области были обозначены заранее и не предвещали никаких неожиданностей. Журналисты планировали рассказать о ходе строительства ДК «Шахтер», рекультивации мусорного полигона и обстановке с городским прудом – по местной традиции он называется Ставок.
Погода утром 30 марта, когда редакционная машина выезжала из Ростова-на-Дону, была свежей, но не более. Шёл дождь со снегом, дул ровный ветер, поэтому об отмене поездки мыслей не было. Привыкшие к цивилизации люди становятся легкомысленнее – легковая машина кажется гарантией надёжности и комфорта. В конце марта на юге России никто и не думал брать с собой теплую одежду или средства спасения. Позже об этом не раз пришлось пожалеть.
Многим пришлось простоять в пробке больше суток
Трасса М4, которая позже попала во все выпуски новостей, утром 30 марта была умеренно загружена. На обочинах формировалась снежная каша, а идущий дождь со снегом вызывал скорее эстетические эмоции – он был унылым и совсем не страшным.
Первые признаки грядущей природной катастрофы появились уже после поворота с трассы на дорогу в Донецк. Двухполосная дорога была плотно припорошена снегом и на ее протяжении уже попадались машины, слетевшие с обочины, в том числе, перевернувшиеся большегрузы. Однако думать о том, что такая же судьба может достаться и нам, не хотелось – все путешественники верят в свою судьбу и надеются на удачу.
Время в дороге до Донецка составило чуть более двух с половиной часов. Около 10 часов командировочная работа началась со встречи с коллегами из газеты «Донецкий рабочий». Главный редактор Лилия Шептухова сориентировала нас на местности и проводила к заместителю главы городской администрации Виктору Попову. Вместе с ним мы прошли на строящийся ДК, где уже были прекращены работы из-за непрекращающегося снегопада.
Погода ухудшалась, но по-прежнему оставалась уверенность, что отработать задание и вернуться домой бригаде журналистов ничего не помешает.
Приключения начинаются
Первый тревожный звонок раздался, когда журналисты вместе с местным активистом Владимиром Юшкевичем поехали снимать пруд Ставок. По дороге туда редакционная машина несколько раз застревала, а попытка развернуться, чтобы ехать обратно, уже вызвала серьёзные затруднения.
По колено в снегу дорогу для машины приходилось откапывать, а ехать обратно можно было только колонной за внедорожником. Но уверенность, что автотрасса будет дорожниками почищена, оставалась, поэтому после завершения работы редакционная бригада решила возвращаться в Ростов-на-Дону.
Из Донецка журналисты выехали около 16 часов – к этому времени снегопад значительно усилился, а ветер превратился в штормовой. Даже передвижение по улицам города представляло значительные трудности, а после выезда на открытую местность превратилась в мучение.
Около полутора часов машина двигалась по дороге со скоростью пешехода, каждые четверть часа ее заносило в сугробы на обочине – приходилось работать лопатой и вытаскивать её.
Утро на 13 километре дороги Донецк - Каменск-Шахтинский
Некоторые машины уже застряли окончательно, а их обгон вызывал значительные трудности. Ситуация на дороге постепенно превращалась в хаос – разметки не было видно, поэтому машины двигались хаотично, не соблюдая рядности, по встречной полосе и обочинам.
Градус напряжения рос, а водители, хотя и пытались помочь друг другу, все чаще разговаривали на повышенных тонах. Все, кто нетерпеливо пытался прорваться и выезжал из колонны, почти сразу застревали в снегу и со временем дорога остановилась полностью.
За полтора часа движения по трассе на Каменск-Шахтинский удалось проехать около 13 километров до возвышенности, где находится ветровая электростанция. После нескольких маневров по объезду застрявших машин редакционный «Фольксваген» окончательно встал в глухой пробке. Постоянно метущий снег начал засыпать машину, как будто стремясь её похоронить.
Ветер усилился настолько, что снег летел горизонтально, дробью стуча в окна, открывать которые совсем не хотелось. Сугробы формировались с подветренной стороны, за полчаса завалив там машину до окон – постепенно под снегом скрылся и её капот.
Выйти, в том числе "до ветра", можно было только через правые двери. Слава Богу, что большого желания это делать ни у кого из пассажиров не было.
Первыми из пробок стали выбираться внедорожники
«А тем, кто ложится спать – спокойного сна…»
Около 19 часов стемнело окончательно и стало понятно, что в машине придётся ночевать. В ситуации, когда сила ветра визуально достигала 30 метров в секунду, в темноте, на засыпанной метровыми сугробами трассе надеяться на помощь было маловероятно.
Однако первые сотрудники МЧС появились на 13-м километре около 22 часов. Автоцистерна № 92 на базе полноприводного ЗИЛ-131 обошла пробку по правой обочине, что внушило попавшим в снежный плен определённые надежды.
Следом за этим по машинам пошли сотрудники службы спасения, которые стучались в окна и предлагали больным, детям и женщинам эвакуироваться. Среди редакционной бригады таковых не оказалось, поэтому оставалось только наблюдать за эвакуацией в щели, которые ещё оставались на замороженных окнах.
Люди шли сгибаясь под боковым ветром, который буквально валил их с ног. Многие из бедолаг были закутаны в какие-то тряпки, некоторые несли на руках детей. МЧС-ники собирали людей на дороге и вывозили обратно до Донецка, где размещали в пунктах обогрева. Повторной эвакуации не было, но примерно до полуночи отчаявшиеся люди, не надеясь на помощь, шли по дороге в сторону города.
Ночной спасательный рейс МЧС-ников из Донецка
... Уже на следующий день в пункте обогрева ДК «Гундоровской» удалось пообщаться с людьми, которые выбирались из снежного плена своим ходом. Женщина из Луганска, которая ночью выходила из пробки со своим 16-летним сыном, рассказывала, что это было самое страшное приключение в ее жизни. Пронизывающий ветер не давал поднять голову, люди падали, в кромешной темноте не было видно дорогу, а идти приходилось по колено в снегу.
Кому-то повезло попасть в машины спасателей или волонтеров – они работали в основном на внедорожниках УАЗ и «Нива». Оставшимся приходилось идти до города пешком – можно только догадываться, что им пришлось пережить. Как оказалось, в этой пробке стояли рейсовые автобусы и даже машина с раненными бойцами СВО, которых удалось эвакуировать только утром.
Оставшимся в машинах пришлось задуматься об экономии бензина. В редакционной машине решили включать и выключать двигатель примерно через полчаса – при таком режиме оставшейся половины бака должно было хватить на ночь и дорогу до ближайшей заправки. Температура на улице около полуночи была в пределах 5 градусов мороза, но ощущалась как минус 15-20 с ветром. Руки без перчаток мгновенно коченели, демисезонные куртки и шапки продувались насквозь. Ухудшало состояние то, что снег был мокрый – за день и вечер на улице одежда пропиталась влагой настолько, что уже не согревала.
Наедине с природой
Средняя температура в машине при включенном двигателе составляла +5 градусов, а когда двигатель включался опускалась до +1. Но это было лучше, чем судьба тех, у кого бензин закончился – позднее люди, которые были вынуждены покинуть машины, рассказывали, как возвращались ночью и по пути просились погреться в стоящие в пробке машины. Если говорить о взаимопомощи в условиях погодной катастрофы – все старались помогать и проявляли самые лучшие качества.
Экономить приходилось и энергию символа нашего времени – мобильного телефона. Спасительная палочка-выручалочка, которая иногда выполняет функции чудо-зеркальца из «Сказки о прекрасной царевне», оказалась во многом бесполезной в условиях природной аномалии. Попытки вызвать кого-то на помощь сталкивались с неработающими номерами абонентов, информации относительно спасательной операции или даже прогноза погоды в районе пробки было крайне мало.
Уже позднее выяснилось, что из-за шторма в Донецке вырубилось электричество, не работала и мобильная связь. Зловещий колорит придавали ситуации гигантские башни ветропарка, которые окружали застрявшие в пробке машины. Символ высоких технологий и разумного отношения человека к природопользованию выглядел нелепо, когда куча людей были в беспомощном состоянии в условиях разбушевавшейся стихии.
Ночь прошла относительно спокойно, время от времени запертым в машине удавалось даже вздремнуть. Светать начало около 6 часов утра – несмотря на продолжающийся ветер и снег настроение чуть улучшилось. Было понятно, что с рассветом возобновятся спасательные мероприятия. Примерно через час на правой обочине снова появилась уже знакомая пожарная машина № 92 из Донецка, но на этот раз судьба к ней была менее благосклонна.
Утром застряла и машина пожарных
Водитель взял чуть правее обочины и провалился в снежный занос на поле. Застрявшую машину спасателей спасали больше часа – откапывали из сугроба и пытались выехать своим ходом. Постепенно начали освобождать от снега и другие машины – оказывается, вместе с гражданскими машинами в пробке стоял и УАЗик МЧС.
Утром стала появляться информация о ситуации – коллеги и знакомые из Донецка рассказали, что на трассе М4 пробка достигала 90 километров. Постепенно из города стали приезжать волонтеры, которые предлагали забрать людей, привозили бензин, воду и продукты.
Ситуация постепенно развивалась в лучшую для застрявших людей и машин сторону. Ветер стал стихать, снег постепенно перестал идти и его мело только с полей. Около 11 часов вышло солнце и началась потайка. Водители продолжали откапываться, бережно передавая друг другу самый дефицитный и нужный инструмент – лопату. Товарищам по несчастью был передан и буксировочный фаркоп редакционной машины, который, правда, позднее так и не вернулся владельцам.
Радовало лишь то, что люди постепенно стали вырываться из пробки – каждого такого счастливчика провожали с надеждой, что скоро это удастся и остальным. Стало понятно, что единственный вариант – вернуться в Донецк и ждать до следующего дня, ведь пробка оставалась в районе Поповки, под Каменском-Шахтинским и на трассе М4.
«Солдатушки – бравы ребятушки…»
Около 13 часов на 13-м километре появился внедорожник с военными номерами ЛНР. Совместными усилиями солдат и волонтеров машину «Нашего времени» сначала откопали, а потом вытолкнули и помогли развернуться на обратный курс. По пути обратно встретились очищавшие дорогу погрузчики сыпучих материалов, которые местами освободили от снега одну полосу. Ехать по ней на легковой машине было уже можно, несмотря на сохраняющиеся заносы и брошенные в снегу машины.
Дорога до города заняла примерно полчаса – на его границе стояла километровая пробка на выезд из Донецка. Трассу к тому времени блокировали полицейские и военные, а в колонне стояли автобусы, грузовые и легковые машины.
Отдых в пункте обогрева ДК "Гундоровской"
В пункте обогрева ДК «Гундоровский» радушно встречали всех вырвавшихся из пробки – здесь была возможность попить чаю и перекусить. Оказывается, местные жители и предприниматели с самого утра приносили сюда продукты, в том числе домашние пирожки. Самым приятным было переодеться в сухие носки и подсушить свою одежду на батарее.
Здесь были те, кого эвакуировали ещё ночью, в том числе жители Луганской и Донецкой областей, даже из прифронтового Дебальцево. К 15 часам здесь осталось примерно два десятка человек – многие мужчины выезжали обратно на трассу, чтобы забрать брошенные машины.
Всем помогал Антон Томилов – руководитель донецкой газеты «Новость», который организовал работу волонтеров, помогал освобождать машины на трассе и добираться до них людям из ДК. С ближней пробки – из района ветропарка на тринадцатом километре – машины начали постепенно возвращаться.
Любопытно, находящийся рядом с ДК хозяйственный магазин пользовался в тот день невероятной популярностью и, наверное, сделал месячную выручку. Люди покупали в нем лопаты, сапоги, тёплые носки и перчатки – все, без чего они отправились в дорогу и без чего надеялись обойтись.
Заслуженный отдых
Ещё одну ночь под Донецком журналистская бригада «Нашего времени» провела на турбазе «Исток». Комфортные условия отдельных домиков воспринимались как награда за пережитые мытарства. Обратный путь был достаточно лёгким, правда, последствия снежного коллапса ощущались и 1 апреля – на донецкой дороге ещё оставались брошенные легковые машины, слетевшие в обочину грузовики, заглохшие трактора и грейдеры.
На М4 сохранялись пробки в районе поворота на Каменск в сторону Москвы и около Лихой в сторону Ростова. Постоять в ней пришлось не более часа, а, учитывая прекрасную весеннюю погоду, это было даже приятно.
Записываем впечатления по свежим следам
Самым удивительным ощущением от этого приключения было то, что погода уже вечером следующего дня после шторма ничем не напоминала о катаклизме. Светило солнце, ветра не было от слова совсем, пели птицы – даже разговоры о ночи в снежном плену в таких условиях казались неуместными. Людям, не пережившим этого, вряд ли удастся понять всю гамму переживаний, которые включали и раздражение, и поиски виноватых. Честно говоря, было даже желание бросить товарищей, чтобы сбежать куда-нибудь, где тепло и спокойно. Да и мысли о возможной гибели нет-нет да и приходили в голову.
Имея опыт экстремальных путешествий, а также полвека прожив в Сибири, могу сказать, что такого буйства стихии мне видеть не приходилось. Даже во время экспедиции «Россия по меридиану», участники которой вчетвером на двух снегоходах прошли территорию Тюменской области от границы с Казахстаном до Белого острова в Карском море, ни с чем подобным нам не доводилось встречаться.
Пересекая всю страну с юга на север, пройдя степную и таежную зоны, тундру и арктическую пустыню на Ямале мы сталкивались с ураганными ветрами, морозом, попадали в наледь и резкую потайку. Но буран в степи под Донецком поразил своей устойчивой яростью, стабильным ветром и снежной бурей, которые не прекращались около суток.
... Нужно сказать, что провидение было благосклонно к участникам этой командировки, ведь если бы мы выехали чуть раньше, о чем думали стоя в пробке, то застряли бы чуть дальше. Скорее всего, мы не смогли бы выбраться из неё и на следующий день и ночевали бы в машине вторую ночь.
О худшем варианте сейчас просто не хочется думать. Ну а тем, кто, не дай Бог, попадёт в такую ситуацию, можем сказать по собственному опыту – нам помогли вера и терпение.