Ростовская школа № 91 носит имя Михаила Шолохова. Естественно, школьный музей также назван именем легендарного земляка и официально имеет литературный профиль. Однако команда музея и его руководитель Людмила Александровна ЧЕКАЛДИНА успешно ведут и поисково-краеведческую работу. Ребята участвуют в конкурсах экскурсионных, образовательных, культурно-просветительских программ. И добиваются заметных успехов.
Фото/Видео: Валерий Сипетин
Грамоты, дипломы, сертификаты победителей теперь хранятся в музее. Есть и коллективные награды – на школу и музей.
По профессии Людмила Чекалдина – учитель-географ. И поначалу она даже сомневалась: получится ли, ведь музей – литературный. Получилось! За годы работы здесь создан настоящий центр духовной культуры, где умеют поддерживать и выявлять таланты.
Например, первое впечатление у нас: в этой школе готовят художников – много в музее графических, живописных работ, есть отлично выполненные макеты казачьего подворья, уголков донской природы. Очень оригинальные и запоминающиеся портреты Шолохова – в основном в карандаше.
– У нас просто талантливые ученики, никто специально художественно одаренных детей не отбирает, – смеется Людмила Александровна. – Бывает, что само первое посещение музея становится толчком для творчества.
Вероника Зрожаева из 5 «А» класса нарисовала портрет Михаила Александровича за один вечер. Увидела в музее работы учеников прошлых лет, захотелось самой попробовать. А дома старший брат Александр как раз читал «Тихий Дон»… Наутро Вероника принесла в музей готовый портрет Шолохова.
А Александр учится в выпускном классе. Провел собственное исследование, посвященное природоохранной деятельности Шолохова.
– Михаил Александрович был сторонником всемерного сохранения и приумножения пушного зверя, пернатой дичи, ценных пород рыбы, – рассказывает Александр Зрожаев. – Нередко он возвращался домой глубоко возмущённым и расстроенным из тех мест, где видел варварское нарушение нашего законодательства об охране природы, о правилах охоты и рыболовства, где замечал бессмысленное, слепое истребление птицы и рыбы. Шолохов был членом ЦК КПСС, депутатом местного и областного Советов, Верховного Совета и очень многого смог добиться в деле защиты природы. Его вклад недооценен в полной мере до сих пор. Это и предопределило тему моей исследовательской работы.
Многие члены команды музея пишут стихи.
Например, семиклассница Анастасия Костина. В свое время ее мама Светлана, ученица школы № 91, была экскурсоводом и увлекалась творчеством. Анастасия теперь тоже гид и пишет стихи. Ее исследовательскую работу отметили недавно на городском конкурсе презентаций «Их именами названы улицы Ростова-на-Дону».
Исследовательские работы Екатерины Катагаровой из 11-а класса отмечены на районной конференции «Отечество» и на конференции ДАНЮИ. Когда школа заступила на вахту на Посту №1 у Вечного огня, у Екатерины родились стихи.
Удивительное совпадение: 46 лет назад родная тетя Екатерины тоже стояла на Посту № 1, ее фотография у Вечного огня есть в школьном музее. И Катя написала исследовательскую работу «Пост №1 в моей семье».
Дарья Терещенко сейчас десятиклассница. С пятого класса занимается в музее, успешно участвует в многочисленных конкурсах и проектах. Среди ее наград — дипломы областной онлайн-викторины «Юный краевед», областного конкурса экологического плаката «С чистого листа», Всероссийской онлайн-олимпиады «Когда говорят памятники...». Она разработала логотип школьного музея, который на региональном конкурсе занял первое место.
Альбина Икаева из 6 б класса – автор исследовательской работы про легендарного военачальника Иссу Александровича Плиева. Альбина – осетинка, часто бывает во Владикавказе. Там посещала музей Плиева, собрала серьезный материал. Про Альбину даже написали во владикавказской газете – материал назывался «Девочка и генерал». В Ростове на районной и городской краеведческих конференциях работы Икаевой были отмечены дипломами за первые места.
Десятиклассник Петр Маяцкий – призер и победитель нескольких конкурсов экскурсоводов. Два последних года в школьном музее отвечает за участие в федеральном проекте "Музейный час". В прошлом году музей школы №91 стал там призёром.
Людмила Александровна ЧЕКАЛДИНА гордится своими воспитанниками. Вообще в школе помнят всех своих выпускников, радуются их успехам. Газета «Наше время» не раз писала о знаменитом аккордеонисте Александре Поелуеве, об ученом – коллекционере Борисе Талпе – они тоже учились в 91-й школе. И помнят об этом. А в музее есть витрины, посвященные им.
Количество музейных экспонатов уже превысило полтысячи. Немало здесь подлинных предметов. Среди особо ценных – личные вещи Шолохова, переданные в дар музею его сыном Михаилом Михайловичем, книги, изданные на различных языках во многих странах мира, фотографии, картины…
В свое время школьный музей создавали большим и кропотливым трудом коллектива школы и ее учеников при помощи завода-шефа «Гранит».
Людмила Чекалдина и музейные активисты, работая над экспозицией, тщательно изучили всю многолетнюю творческую «дорожную карту» Шолохова — в какие архивы тот выезжал, чтобы познакомится со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах, как собирал казачий фольклор… И им удается делать настоящие открытия!
Кстати, школа №91 – среди рекордсменов по количеству исследовательских работ, заявленных на конкурс «Мы помним». Их десять.
Видео Владимира Апарина