В Ростове-на-Дону восьмой раз прошел фестиваль «Меч Дона», где можно было познакомиться со средневековой культурой в исполнении современных мастеров. Он проводится с 2016 года силами донского военно-исторического клуба «Станица» и ростовской школы исторического средневекового боя (ИСБ), собирая сотни поклонников Средневековья со всего Юга России, а также тысячи зрителей.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
На площадках фестиваля можно услышать выступления фолк-музыкантов или научиться основным движениям старинных танцев — и тут же присоединиться к их исполнению. Для усидчивых поклонников прекрасного проводят мастер-классы по каллиграфии и геральдике, для непосед — игры в кубб (похожи на «Городки») и периодически устраивают массовые потешные битвы за сундук (сундук, кстати, был настоящим!), а также парные бои на мягком оружии.
Но все-таки основное внимание перетягивала к себе сцена амфитеатра, где разворачивались рыцарские бои — военное искусство в Средние века было одним из самых главных.
Проверить свои силу и выдержку на фестивале собрались десятки бойцов со всего Юга России, включая Донецкую народную республику. Команды формировались вперемешку: «свои» для ростовчан-зрителей были с обеих сторон схватки. Впрочем, уследить за происходящим особенно в массовых боях порой было не так просто, поэтому чаще всего аплодисментами или восторженными возгласами болельщики отмечали наиболее эффектный удар или успешно проведенную комбинацию — таких моментов в каждом бою было немало.
Разобраться в происходящем помогали комментаторы, причем и среди зрителей: поклонников исторических боев в Ростове оказалось немало. Кстати, накануне фестиваля «Меч Дона» один из его организаторов Евгений Миронов рекомендовал особо пытливым читателям «Нашего времени» изучить правила и традиции исторического средневекового боя — в Интернете сейчас немало лекций, посвященных этому официально признанному в России виду спорта, и самой эпохе Средних веков.
— Интерес к истории ростовчан я оцениваю очень высоко, — отметил Евгений Миронов. — Это показывает и популярность в Ростове-на-Дону научно-просветительских лекториев по истории и археологии. Об этом же говорят и тысячи просмотров тематических видео, которые мы создаем в рамках ростовского научно-просветительского проекта «НаукаPRO» при поддержке Ассоциации волонтёрских центров в рамках международной премии #МыВместе. Причем внимание привлекают не только истории о рыцарях: например, почти 5 тысяч просмотров за несколько дней после публикации набрала видеолекция военного историка Александра Нефёдкина об использовании боевых собак разными народами Европы и Азии. А на фестивале можно прикоснуться к «живой истории» — потрогать точно воссозданные реплики доспехов, померить шлем и посмотреть на сражения рыцарей. Это всё позволяет людям ощутить связь с историей — и неважно даже, какого именно региона или эпохи: наши турниры охватывают период XIII-XVI веков Европы, Руси и даже Золотой Орды.
— Почему выбран именно такой период истории и географии?
— Никакого политического или идеологического контекста: именно в эти эпохи использовались максимально защищенные и полные доспехи, сражаясь в которых сейчас мы минимизируем травмы.
Сшибки на ристалище действительно вызывали опасения у зрителей, которые впервые наблюдали такие бои. Сражались рыцари ожесточенно, прессуя противников мечами и щитами, а иногда и закованными в латы ногами. Но за безопасностью участников следили бдительно: в опасных моментах, например, когда с руки участника слетала латная перчатка, судьи останавливали бой. А вот когда особенно настойчивого бойца зажали в угол сразу несколько противников и буквально шинковали его оружием — нет, это «рабочая ситуация».
Несмотря на суровость этого вида спорта (официально признанного во многих странах, включая Россию), перевоплотиться в средневекового рыцаря можно без особых ограничений по возрасту или полу. Кстати, в последнее время в ИСБ приходит все больше девушек — сражаются они, за редчайшим исключением, в отдельных номинациях, но по мастерству и отваге не уступают и мужчинам.
Яркое подтверждение этому — история 42-летней Яны Титаренко, которая год назад — на седьмом ростовском фестивале «Меч Дона» — была среди зрителей сражений, а сейчас вошла в тройку лучших участниц номинации «Алебарда». Любопытно, что на своей странице "ВК" в октябре 22-го, делясь с друзьями впечатлениями от турнира, ростовчанка особенно отметила женщин-воинов, которые при своем изяществе и милоте «излучали поток уверенности» — и посчитала их достойным примером для своей дочери. Как оказалось позже — и для себя самой.
Еще на фестивале Яна дала себе обещание сходить на пробную тренировку в школу исторического средневекового боя: «Во-первых, это красиво, а во-вторых, бить людей на моей работе нельзя, поэтому нужен альтернативный источник для релаксации», —отшучивалась она, хотя и признавалась: страшновато. Сейчас же за спиной у ростовчанки уже несколько турниров, в том числе и главный турнир России по истфеху в Выборге. «Каждый раз, когда иду на ристалище, переживаю: вдруг не получится и вообще зачем мне это нужно? Но это как прыжок с парашютом — дух захватывает, но ни капли потом не жалеешь. И хочется снова и снова испытывать себя на прочность. По-моему, это хороший способ преодолевать себя».
…Впрочем, и Яна, и многие другие поклонницы средневековой культуры не отказывают себе и в женственности: прогуляться в красивом платье или же принять участие в историческом танце прямо на аллее парка. Мода на старинные танцы на Дону переживает свой Ренессанс — редкое ростовское мероприятие, посвященное историческим событиям, обходится без прекрасных дам в длинных бальных платьях. Хобби, как признаются участницы школы танцев, непростое и недешевое: «Зато никогда не возникает вопроса, чему посвятить свободную минуту и как провести выходные, — отмечают они, приглашая на пробные занятия. — Оно того стоит».
Больше фото и видео — в нашем телеграм-канале