На полках наших магазинов можно увидеть треску и пангасиуса из Китая и Вьетнама, лосося из Норвегии, выращенных в условиях аквакультуры. Но где судак, лещ, чехонь от наших производителей?
Из 200 тысяч тонн рыбы, выращенной в РФ в условиях аквакультуры, четверть, 50 тысяч тонн, приходится на регионы ЮФО – Ростовскую область, Краснодарский край и Ставрополье. Но когда узнаешь, что в Китае в год производят в условиях той же аквакультуры 60 млн тонн рыбы, эти цифры меркнут.
В начале 90-х, когда в мире только начал бурно развиваться этот вид производства рыбы, у России были совсем другие проблемы. Теперь наша страна оказалась в роли догоняющей в этой сфере агробизнеса.
Зачем нужен маркетинг
Более 70 % рыбопроизводителей в сфере аквакультуры в ЮФО и Крыму – это супермелкие фермерские хозяйства, число которых приближается к 1000. Владельцы их слабо разбираются и в экономике, и в маркетинге. Они не знают потребностей рынка, востребованности своего товара, не знают, как реализовать продукцию, кому ее предложить.
Впрочем, товара не так уж и много – одна ферма дает в год около 10 тонн рыбы. Доходов от такого производства не хватает ни на маркетинг, ни на переработку. Крупные торговые сети, закупающие рыбу, нуждаются в ее бесперебойной поставке, чего не могут обеспечить мелкие местные хозяйства. Потому и предпочитают предприниматели везти рыбу из Китая, Вьетнама – хоть и далеко, зато надежно.
Ну а то, что покупателю такая рыба обходится по цене говядины, – проблемы самого покупателя…
По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Василия Соколова, мешают развитию аквакультуры в ЮФО и Крыму сложности при документальном оформлении водоемов и прилегающих к ним земель; нехватка кормов и качественного посадочного материала. Но главная проблема – отсутствие налаженного сбыта рыбы и ее переработки.
Выход из тупика
По мнению Василия Соколова, самый надежный путь для решения этой проблемы – объединение мелких производителей в кооперативы, торгово-закупочные и перерабатывающие. Организацией этого на местах должны заняться региональные власти, считают в Федеральном агентстве по рыболовству. И выстраивать политику по поддержке сферы аквакультуры нужно грамотно: можно и нужно субсидировать приобретение кормов, посадочного материала. Но главное – сосредоточиться на переработке и продаже рыбы, в противном случае все приложенные усилия пойдут прахом, рыбу будет невозможно реализовать.
Для поддержки мелких производителей Федеральное агентство по рыболовству при поддержке Минсельхоза планируют ввести льготное кредитование на переработку рыбы.
На позиции лидера
Ростовская область в последние годы уверенно лидирует по производству товарной рыбы в стране. В прошлом году преодолен рубеж в 22 тысячи тонн, что составляет 10 % от общероссийского объема производства рыбы.
Отрасль так мощно развивается на Дону за счет нескольких факторов – теплого климата, собственной недорогой кормовой базы, обилия пресноводных водоемов и... готовности создавать специальные условия для инвесторов.
По словам первого замгубернатора РО Виктора Гончарова, с 2014 по 2018 год на субсидирование деятельности рыбных хозяйств из бюджета РО было выделено свыше 203 миллионов рублей, из них на развитие аквакультуры – почти 25 миллионов. С февраля 2018 года, когда полномочия в сфере рыбного хозяйства были переданы областному минсельхозу, облегчились условия работы для участников отрасли: более точно определены условия и порядок предоставления субсидий, снизилось число бюрократических процедур при их выдаче.
В следующем году ожидается улучшение системы господдержки, причём не только на федеральном, но и на областном уровне.
Уже сейчас прорабатывается вопрос о предоставлении 20 % субсидии на покупку техники для хозяйств. Благодаря анализу предложений, поступающих от практикующих рыбоводов, власти выявляют непопулярные и малоэффективные меры, отказываются от них и вырабатывают новые формы поддержки.
Власти намерены предоставлять гранты рыборазводным хозяйствам, которые объединятся в кооперативы. Финансовая поддержка будет оказана как перерабатывающим, так и торгово-закупочным кооперативам, подчеркнул первый заместитель губернатора.
P.S. Развитие аквакультуры на Юге России и пути решения проблем отрасли обсуждали на совещании в Ростове рыбоводы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Крыма и Севастополя при участии представителей Федерального агентства по рыбоводству.