ПО УЛИЦЕ Курской в Ростове едет КамАЗ с таким шлейфом черного дыма, что не заметить это безобразие невозможно.
Следующие за ним автомобилисты чертыхаются, стараются закрыть поплотнее окна и по возможности держаться подальше или объехать. А как быть пешеходам, тем более с детьми? Задерживать дыхание, одевать на лицо повязки, бежать бегом?
На обочине дежурят сотрудники ГИБДД. «Ну вот, – думаю. – Сейчас этого коптящего монстра настигнет кара за эксплуатацию такого транспорта!»
Ведь в черном дыме, который он изрыгает, – более 450 вредных для здоровья человека и экологии в целом соединений: углеводороды, формальдегид, сажа, оксиды углерода и азота... Как следствие – болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, астма, аллергия.
Тем не менее КамАЗ спокойно проезжает мимо и не получает ни свистка, ни взмаха жезлом.
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
(Статья 42 Конституции Российской Федерации)
С НЕКОТОРЫХ ПОР сотрудники ГИБДД (за исключением разве что постов ДПС, где есть спецоборудование) не особо интересуются транспортными средствами, выбрасывающими в атмосферу вредоносный черный дым. Главное, чтобы имели полис ОСАГО и своими выхлопами не мешали движению следующих за ними машин.
Формально считается, если есть полис, значит, транспортное средство соответствует нормам безопасности. Ведь в идеале страховые компании должны выдавать этот документ после предоставления диагностической карты, составленной на основе техосмотра. Но и здесь не все чисто.
В Интернете масса предложений о помощи типа «получите полис ОСАГО за 20 минут без заезда авто на техосмотр». В некоторых страховых компаниях, не сильно пекущихся о своей репутации, тоже можно все организовать быстро и без проблем. Только платите деньги!
Для того, чтобы все-таки лишний раз не драконить черным дымом стражей порядка и других водителей, «камазисты» придумали следующее: путем нехитрых сварочных работ направляют движение выбросов на верх машины, то есть в небо. Проблема решена? Можно спокойно ездить?
Этим горе-«кулибиным» даже не хватает ни ума, ни души задуматься и проникнуться мыслью, что независимо от направления выбросов атмосфера загрязняется, и этим воздухом дышат в том числе и их собственные дети.
Кто же все-таки контролирует нормативы содержания загрязняющих веществ в автомобильных выбросах? В городском комитете по охране окружающей среды говорят, что это не в их компетенции. Но отмечают, что ситуацию хотя бы облегчил переход большинства заправочных станций на продажу бензина сначала Евро-4, потом Евро-5, содержащего меньше примесей вредных веществ.
Но самым слабым звеном в этой проблеме по-прежнему остаются автобусы и грузовики.
В МИНИСТЕРСТВЕ природных ресурсов и экологии Ростовской области поясняют, что «по идее, транспортные предприятия должны прежде всего сами следить, в каком состоянии машины выезжают на дороги».
Хотите знать, как это выглядит на самом деле? Получение прибыли и минимум затрат – вот что зачастую ставится во главу угла! Поэтому из транспорта выжимают сколько могут, не вкладывая средства в ремонты. Да еще используют топливо самого низкого качества, в котором содержание той же серы превышает нормы многократно. Отсюда – более интенсивное образование нагара.
– Мы попытались проверить одно транспортное предприятие, так прокуратура сразу указала нам на превышение полномочий, – в неофициальном разговоре обрисовывает ситуацию один из сотрудников министерства. По тому, как вздыхают на том конце телефонной трубки, понимаю: по-человечески он – на моей стороне, но как госслужащий – вынужден сдерживать эмоции и подбирать слова.
ЛИШЬ С ТРЕТЬЕЙ попытки нахожу ведомство, которое все-таки имеет право такие проверки проводить – Южное межрегиональное управление Госавтодорнадзора.
«Одним из вопросов, исследуемых в ходе плановых проверок, является контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах автотранспортных средств, – сообщает в официальном ответе начальник управления – главный государственный инспектор Госавтодорнадзора Игорь Высоцкий. – В 2018 году инспекторами выявлено 20 случаев эксплуатации транспортных средств с превышением нормативов... К административной ответственности привлечено 37 лиц, допустивших правонарушение, в том числе должностные лица, выпустившие в рейс автотранспортные средства».
К слову, наказание за нарушение статьи 8.23 КоАП РФ – предупреждение или штраф 500 рублей.
Гражданам, которые заметили коптящие автобусы или грузовики, здесь рекомендуют обращаться по электронному (ugadn61@aaanet.ru) или почтовому адресу – 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Сиверса,1 с заявлением, в котором нужно указать свои фамилию, имя, отчество; почтовый адрес либо адрес электронной почты; модель, марку и государственный регистрационный знак транспортного средства; дату и место нарушения; маршрут перевозки (для автобусов).
ПРАВДА, не всегда эта задача выполнима. Номера плохо видно из-за дыма, да и зрение, и реакция не у всех на том уровне, который бы позволил все быстро, а значит, точно и полностью зафиксировать. К тому же, чтобы «считать» информацию даже со стоящего на остановке автобуса, нужно обойти его как минимум с двух сторон: модель, марка указываются сзади, маршрут – на табличке сбоку или на переднем стекле... За КамАЗом на улице Курской мне и вовсе было не угнаться. Он ехал на большой скорости метрах в 200 впереди...
Из всего вышеизложенного – печальный вывод. Система госнадзора за вредными выбросами в атмосферу и сознание отдельных предпринимателей и руководителей транспортных предприятий на таком несовершенном уровне, что конституционное право граждан на безопасную окружающую среду так и остается лишь словами.
Ростовская область – в числе регионов, где фиксируется двукратное превышение норм вредных выбросов в атмосферу. Хороший экоэффект мог бы дать переход на использование общественного и коммунального транспорта, работающего на газомоторном топливе. На федеральном уровне эта тема поднимается давно. Более того, планировалось создание условий, которые бы позволили к 2020 году довести его количество в городах-«миллионниках» до 50 % – от общего числа; в городах с населением более 300 тысяч человек – до 30 %; более 100 тысяч – до 10 %.
Что ж, 2020 год – не за горами...
Другие материалы из рубрики "Экология" читайте здесь.