Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Растем вместе / №667 от 15 Ноября 2012 г.

Ребенку тяжело в школе?


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
...Он просто не достает до уха!

Достает ваш ребенок левой рукой до правого уха через голову? Не знаете? А ведь это принципиально важно, особенно, если сын или дочь идут в школу. Я об этом узнала, когда повела дочку в центр «Я расту». Физиолог Людмила Федоровна Трохимчук проверила физиологическое развитие ребенка и подсказала, что нужно делать, чтобы школьные годы стали чудесными.

Людмила Федоровна Трохимчук, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии детей и подростков факультета естествознания ЮФУ, занимается детской физиологией с 1981 года и поэтому, кажется, знает о ней все. Первое, что она одобрила — Ксюшин возраст, точнее то, что ее не отдали в школу с шести лет. Специалист пояснила: дети могут уметь читать, писать и при этом быть совершенно не готовыми к тому, чтобы высиживать по полчаса за партами, слышать и запоминать то, что им говорят, могут болеть часто. Особенно не стоит торопиться отдавать в школу мальчиков, ведь их биологический возраст нередко отстает от календарного. Кстати, проверить, соответствуют ли 7 лет дошколенка его биологическому возрасту, просто. Пусть ваш ребенок все-таки попытается достать левой рукой до правого уха через макушку. Если все получилось, значит, физическое развитие и нервная система ребенка достаточно развиты. Он может идти в школу. У него сформировалась кисть. Это принципиально важно, ведь на нее будет приходиться большая нагрузка.

Но кисть должна быть не только сформирована, но и развита. Чем больше ребенок работал пальчиками в раннем детстве, тем лучше у него обстоят дела с интеллектом. У Ксюши мелкую моторику проверяли следующим образом. Дали две одинаковые бумажные карточки и ножницы. На каждой карточке нарисовано по 7 кругов, один в другом. Средний круг, четвертый по счету, отмечен более жирной линией и имеет в диаметре 3 см. Остальные круги отстают друг от друга на 3 мм. Первая карточка — пробная. Ксюша дорезает до жирной линии и вырезает по ней круг. Круг из следующей карточки она вырезает уже на время. Сделав прорезь до жирной линии, сам круг Ксюша должна вырезать за минуту, почти не ошибаясь в движениях. Все у нас получается.

— Но еще она должна уметь концентрировать внимание не менее 7 минут, — рассказывает Людмила Федоровна. — Проверить это легко и в домашних условиях. Почитайте книгу ребенку. Он слушает вас в течение 7 минут?

Далее специалист просит нарисовать дядю.

— А можно тетю? — уточняет девочка. — Тети у меня лучше получаются.

— Хоть всю семью. Это тест Керна-Ирасека. С его помощью мы определяем, может ли ребенок дифференцировать увиденное. Человек на рисунке должен оказаться с круглой головой, шеей, туловищем, руками, ногами, чтобы глаза, рот, нос были на месте, чтобы на руках по пять пальцев, а на голове волосы нарисовал.

Даже если рисунок выполнен весьма схематично, но детали прорисованы, значит, дифференцировать увиденное ребенок умеет, значит, сможет отличать букву от буквы, цифру от цифры. Тетю Ксюша нарисовала подходящую. Но это было не последнее испытание.

— Обычные детские беготня, кувырки, прыжки не развивают должным образом глубокие мышцы спины, — рассказывает Людмила Федоровна. — Между тем к тому моменту, как ребенок сядет за парту, мышечный корсет вокруг позвоночника должен быть уже довольно крепким. Тогда уйти от нарушений осанки значительно легче. Хорошо, если рабочая поверхность парты в классе с уклоном в 30 градусов. Организуйте ребенку правильный рабочий стол дома. Помните: между грудной клеткой и столешницей должен помещаться кулачок. Вообще же с большинством дошкольников, как правило, для укрепления спины нужно проводить специальную гимнастику. Посмотрим на Ксюшу. Мы поставили ее спиной к стене. Она касается ее пятью точками: затылочной частью головы, лопатками, ягодичными мышцами, самой толстой частью голени, пятками. Это хорошо. Однако лопатки у нее сильно выступают. Ксюше показана специальная гимнастика. Например, полезно ходить на четвереньках (не путайте: не ползать на коленках!), подтягивать колени к подбородку, а затем выпрямлять ноги. А вообще это целый комплекс упражнений.

И все-таки прежде всего, отмечает Людмила Федоровна, не стоит забывать, что ребенок просто должен оставаться ребенком: много времени проводить на воздухе, двигаться не менее семи с половиной часов. С движением напрямую связаны иммунитет, энергичность ребенка. Энергичный, а не вялый школьник способен усваивать новый материал. Энергичность ребенка тоже проверяется в домашних условиях. Делается глубокий вдох через нос, выдох — через рот. Вдох-выдох повторяется еще раз. На третий, вдохнув, ребенку нужно закрыть рот и задержать дыхание. В это время взрослый считает: тысяча один, тысяча два… и так далее. Хорошо, если ваши сын или дочь могут не дышать от 24 до 36 секунд. А если нет?

— Обратите внимание на образ жизни своей семьи, — советует специалист. — Проверяя детей в одной из гимназий Ростова, я встретила первоклассника, который мог задерживать дыхание почти на 60 секунд. У него были очень активные родители. Они часто ходили в походы, ездили на велосипедах, просто устраивали пешие прогулки, причем, и папа с мамой, и бабушки с дедушками. Коллективно работали в саду, дома. В семье соблюдали режим. Поэтому и ребенок здесь рос развитой, здоровый. В школе ему было легко высидеть, так как выполнение работы по дому, соблюдение порядка в семье приучило его к тому, что он делает не только то, что хочет, но и что должен. На уроках ему было интересно, потому что он понимал, о чем рассказывали, не уставал.

Несмотря на то, что центр «Я расту» начал работу в начале лета, и Людмила Федоровна проверила в его стенах физиологическое развитие уже не одного десятка ребятишек, Ксюша оказалась единственной, у кого оно почти соответствует норме и кому показана минимальная коррекция. Конечно, мы здесь написали не обо всем, что происходило на приеме у физиолога. Дополнительную информацию о походе в центр можно посмотреть на видео на нашем сайте. Мы обязательно еще не раз встретимся с Людмилой Федоровной на страницах газеты. Она ответит на многие вопросы, связанные с физической активностью ребенка, его питанием, распорядком дня и даже детской мебелью и игрушками. Записаться на прием к Трохимчук в детский центр «Я расту» и узнать все интересующие сведения вы сможете по телефону 8-928-776-27-94. В центре предусмотрены бесплатные услуги для особых категорий граждан и выезды в районы области.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Выбираем школьный рюкзак
Специалисты Роскачества не нашли в продаже ни одного правильного рюкзака для школьника. Каким же должен быть идеальный ранец? ...
Победа детского сада № 118
В ростовском детском саду № 118 создали систему помощи детям с особенностями развития
Рисуем с «Нашим временем»
Евгения ЖЕНИНА учится в третьем классе – ей 10 лет. Недавно она прочитала книгу Александра Грина «Алые паруса» и сразу же начала рисовать картинки...