Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Растем вместе / №682 от 28 Ноября 2012 г.

«Помоги мне это сделать самому»


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Когда в конце позапрошлого века Марии Монтессори поручили работу в социальном приюте, она, наверное, даже не знала, с чего начать. Вчерашняя студентка медицинского факультета должна была учить умственно отсталых детей.

Они понятия не имели о нормах поведения, чистоте, порядке. Когда через время воспитанников протестировали, они показали лучший результат, чем дети в обычных школах. Это напоминало чудо…

С этого началась методика Монтессори. Она и по сей день вызывает восхищение и опасения родителей. Попытаемся разобраться, в чем суть этого популярного и неоднозначного подхода.

Монтессори исходила из того, что каждый человек неповторим и развивается по индивидуальной программе, заложенной природой. Однако в одних условиях развиваются одни качества, в других — иные. Дети с отставанием в развитии показали выдающиеся результаты после того, как Мария организовала их существование по-другому. Она стала устраивать своим подопечным банные дни, научила себя вести, попыталась создать им такие условия, в которых дети осваивали чтение, счет и письмо, не напрягаясь, почти играючи. Значит, и обычные дети, измени подход к их воспитанию, смогут больше реализовать свои возможности? Этим Мария и занялась. Всю жизнь она совершенствовала программу по созданию условий, способствующих развитию ребенка. Педагог была уверена: при необходимости детей нужно направлять, но в то же время минимально вмешиваться в их занятия. Основной девиз Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

На сегодняшний день система Монтессори почти не претерпела изменений. Во внимание принимается способность ребенка «впитывать» в себя все, что его окружает. В начале прошлого века Мария предложила организовать в бедных кварталах Италии дома ребенка, аналог наших детских садов. Туда принимались только чистые, аккуратно одетые дети. Таким образом, к порядку приучались в семьях, но главное — маленькие воспитанники впоследствии с аккуратностью обустраивали и свой быт.

На рубеже XIX — XX веков Монтессори создает значительную часть своего так называемого «золотого материала». это учебные пособия, развивающие предметы и игры. Это простые предметы, используемые в быту, например, чайная ложка или совок. Есть и довольно сложные модели, например, глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания материков. Педагог выделила для развития детей в помещениях, где проводятся занятия, 5 зон: упражнений практической жизни, сенсорного развития, математики, языка, космического воспитания. В каждой зоне используется свой материал. Чаще всего в одной комнате находится сразу несколько зон. Так что ребенок может перемещаться из одной в другую, в зависимости от того, что его больше заинтересовало. В комнате могут проводиться занятия с несколькими группами. Дети по желанию занимаются как сами, так и с другими детьми. В зоне упражнений практической жизни они учатся расстегивать и застегивать молнию, пересыпать сыпучие вещества из сосуда в сосуд, завязывать шнурки, открывать двери. Малыши приспособливаются обслуживать себя самостоятельно. Им это интересно. Педагоги просто поддерживают начинание, родителям же важно не перебить его. Если ребенок надел колготки сам, он воспринимает это как победу. Если же второпях это делает за него мама, она отнимает у малыша желание проявлять инициативу, уверенность в себе, и что еще очень важно: в свое время ребенок не получит навыки, которые впоследствии способствовали бы дальнейшему развитию.

В сенсорной зоне малыш, например, научится отличать глухой звук от звонкого, ударяя по предметам; различать оттенки цветов. Использование предметов в математической зоне позволяет ребенку быстро освоить арифметику (в 6 лет он может умножать двухзначные числа). Согласно системе, письму дети учатся раньше чтения. Причем читать они начинают целыми словами. В зоне космического развития ребенок пополняет знания об окружающем мире…

Зоны взаимодополняют друг друга. Например, для чтения даются тексты, продолжающие тему, освоенную в космической зоне.

Материал в зонах всегда должен находиться в определенном порядке. Если ребенок к этому еще не привык, комнату приводит в порядок педагог.

Методика включает физические упражнения, коллективные занятия. Разумеется, учитываются периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. С 2 до 6 лет ребенок наиболее чувствителен к музыке. Приобщают к чтению чаще с 4,5 до 5,5 лет.

Если следовать системе, дети приучаются к порядку, любят учиться, стремятся к взаимопомощи, а не соперничеству, ведь в процессе занятий их никто никогда не подгоняет, не оценивает, не заставляет. К освоению новых, более сложных навыков дети приступают только тогда, когда полностью разобрались с предыдущими действиями и потеряли к ним интерес. Дети становятся спокойнее, послушнее, не требуют к себе внимания. Казалось бы, что еще нужно?

— Проблемы могут возникнуть. Но идеи итальянского педагога здесь явно ни при чем, — рассказывает Лариса Гуржиева, директор детского сада Монтессори «Любимые дети». — Методика — это набор действий, а уж как их будут исполнять — другой вопрос. Иногда родители неправильно ведут себя дома. Например, нельзя отрывать ребенка от занятия, срывать на нем злость. Неумелые действия воспитателя могут привести к тому, что у ребенка разовьется неправильное отношение к собственному «я» в коллективе. Конечно, в школе такому мальчику или девочке будет тяжело, они не найдут общего языка ни с классом, ни с учителем. Но виновата здесь будет не система. Ей более ста лет, а она все еще находит последователей. Значит, что-то в этом есть.

Сама Лариса под влиянием методики оставила работу врача, как, кстати, когда-то поступила и Мария Монтессори, и открыла детский сад… 

В следующий раз мы расскажем, что же так заворожило предпринимательницу в этой теории, а также попробуем объяснить, чем садики Монтессори отличаются от привычных дошкольных учреждений. 

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Выбираем школьный рюкзак
Специалисты Роскачества не нашли в продаже ни одного правильного рюкзака для школьника. Каким же должен быть идеальный ранец? ...
Победа детского сада № 118
В ростовском детском саду № 118 создали систему помощи детям с особенностями развития
Рисуем с «Нашим временем»
Евгения ЖЕНИНА учится в третьем классе – ей 10 лет. Недавно она прочитала книгу Александра Грина «Алые паруса» и сразу же начала рисовать картинки...