Когда в конце позапрошлого века Марии Монтессори поручили работу в социальном приюте, она, наверное, даже не знала, с чего начать. Вчерашняя студентка медицинского факультета должна была учить умственно отсталых детей.
С этого началась методика Монтессори. Она и по сей день вызывает восхищение и опасения родителей. Попытаемся разобраться, в чем суть этого популярного и неоднозначного подхода.
Монтессори исходила из того, что каждый человек неповторим и развивается по индивидуальной программе, заложенной природой. Однако в одних условиях развиваются одни качества, в других — иные. Дети с отставанием в развитии показали выдающиеся результаты после того, как Мария организовала их существование
На сегодняшний день система Монтессори почти не претерпела изменений. Во внимание принимается способность ребенка «впитывать» в себя все, что его окружает. В начале прошлого века Мария предложила организовать в бедных кварталах Италии дома ребенка, аналог наших детских садов. Туда принимались только чистые, аккуратно одетые дети. Таким образом, к порядку приучались в семьях, но главное — маленькие воспитанники впоследствии с аккуратностью обустраивали и свой быт.
На рубеже XIX — XX веков Монтессори создает значительную часть своего так называемого «золотого материала». это учебные пособия, развивающие предметы и игры. Это простые предметы, используемые в быту, например, чайная ложка или совок. Есть и довольно сложные модели, например,
В сенсорной зоне малыш, например, научится отличать глухой звук от звонкого, ударяя по предметам; различать оттенки цветов. Использование предметов в математической зоне позволяет ребенку быстро освоить арифметику (в 6 лет он может умножать двухзначные числа). Согласно системе, письму дети учатся раньше чтения. Причем читать они начинают целыми словами. В зоне космического развития ребенок пополняет знания об окружающем мире…
Зоны взаимодополняют друг друга. Например, для чтения даются тексты, продолжающие тему, освоенную в космической зоне.
Материал в зонах всегда должен находиться в определенном порядке. Если ребенок к этому еще не привык, комнату приводит в порядок педагог.
Методика включает физические упражнения, коллективные занятия. Разумеется, учитываются периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. С 2 до 6 лет ребенок наиболее чувствителен к музыке. Приобщают к чтению чаще с 4,5 до 5,5 лет.
Если следовать системе, дети приучаются к порядку, любят учиться, стремятся к взаимопомощи, а не соперничеству, ведь в процессе занятий их никто никогда не подгоняет, не оценивает, не заставляет. К освоению новых, более сложных навыков дети приступают только тогда, когда полностью разобрались с предыдущими действиями и потеряли к ним интерес. Дети становятся спокойнее, послушнее, не требуют к себе внимания. Казалось бы, что еще нужно?
— Проблемы могут возникнуть. Но идеи итальянского педагога здесь явно ни при чем, — рассказывает Лариса Гуржиева, директор детского сада Монтессори «Любимые дети». — Методика — это набор действий, а уж как их будут исполнять — другой вопрос. Иногда родители неправильно ведут себя дома. Например, нельзя отрывать ребенка от занятия, срывать на нем злость. Неумелые действия воспитателя могут привести к тому, что у ребенка разовьется неправильное отношение к собственному «я» в коллективе. Конечно, в школе такому мальчику или девочке будет тяжело, они не найдут общего языка ни с классом, ни с учителем. Но виновата здесь будет не система. Ей более ста лет, а она все еще находит последователей. Значит,
Сама Лариса под влиянием методики оставила работу врача, как, кстати,
В следующий раз мы расскажем, что же так заворожило предпринимательницу в этой теории, а также попробуем объяснить, чем садики Монтессори отличаются от привычных дошкольных учреждений.