«Дети еще не очень хорошо читают, буквы не все знают, а тексты им задают большие. Как быть? — обращаются в редакцию родители первоклассников. — Сидеть с книгой все свободное время, или это только навредит?
Читаем
Специалист сразу же подчеркнул: сидеть с книгой целый день нельзя. Раньше каждую новую букву на уроках чтения и письма читали в слогах, произносили, прописывали. Шло ее закрепление. Сейчас связность в процессе обучения присутствует не всегда. Отсюда — проблемы с чтением. Что делать? Доведите с ребенком до автоматизма процесс сливания согласной с гласной, и только когда это случится, переходите к чтению слов. Читайте по чуть-чуть (5 минут ), пока чтец не устанет, пока держит внимание. Если маленький ученик перенапряжется, он не будет понимать, что делает. Вы же не сможете долго делать дело, суть которого не понимаете? Занимайтесь понемногу, но каждый день. Постепенно ребенок почувствует, что достигает цели. Ему понравится читать, а это залог успеха дальнейшей учебы. И помните: скорость сличения написанного и прочитанного у ребенка еще очень низкая, поэтому поначалу один и тот же текст можете читать по пять дней.
Пишем
В письме тоже сначала нужно добиться красивого написания отдельных элементов и лишь потом переходить к буквам, словам. И не забывайте: долго работать ручкой детям тяжело. Для начала попросите первоклассника написать на строчке петельки. Скорей всего красиво получится 5 — 7 элементов. Следующие петельки окажутся кривыми, потому что ребенок устал. На этом письмо и прекратите. На завтра сделайте то же. Через несколько дней красивых петелек станет больше. Хвалите своего ребенка за любые достижения. Это придаст ему уверенность, поможет ему лучше справляться с любыми трудностями. Когда ребенок сможет писать красиво до конца строки, переходите на другой элемент и также прекращайте занятия после первого «урода».
Запомните несколько простых, но важных правил. Писать нужно не пальцами, а кистью. Писать пальцами утомительно. Выписывая элементы сверху вниз, мы давим на ручку, а снизу вверх как бы отпускаем ее. У большинства из нас эти действия доведены до автоматизма, но дети часто при написании наваливаются всем телом на ручку и быстро от этого устают. Откройте ребенку секрет надавливания-отпуска. Тогда в его письме постепенно появится ритм, и он сможет писать долго, не уставая. И еще: вырабатывайте почерк на написании отдельных слитных элементов, тогда будет вырабатываться навык слитного письма. Впоследствии это напрямую повлияет на грамотность.
Играем
Хотелось бы порекомендовать родителям дошколят 5-6 лет чаще давать детям в руки ножницы. Именно вырезание подготовит кисть к статичным действиям (письмо относится к таким ). А вот мамам и папам крох 3-4 лет не стоит усаживать своих чад писать буквы: кисть у них еще не сформировалась. 3-4 года — время играть с друзьями, активно познавать мир, бегать, слушать стихи Маршака, русские сказки, потешки. Тогда развивается координация, понимание верха-низа, представление о последовательности, вырабатывается чувство ритма и т. д. Вот это позволит детям в дальнейшем хорошо учиться. Это создаст фундамент, на который потом с легкостью будут накладываться последующие необходимые навыки и умения. Если с самого рождения ребенок не имеет возможности развиваться должным образом, а, к примеру, много времени бездейственно проводит за просмотром мультиков, у него не складывается представление об элементарных вещах. А это не только создает проблемы в обучении. Именно отсюда впоследствии у ребенка обо всем возникает свое мнение. Нередко считают, что это проявление лидерских качеств. На самом же деле это начало проблем во взаимодействии с коллективом, которые будут сопровождать маленького человека в течение всей жизни.