Недавно ученики 2 «А» класса ростовской школы № 98 устроили экологический праздник для воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада «Пингвин». Прекрасное выступление получилось: и демонстрация того, как беречь природу, и способ приучить детей к социально значимым обязанностям.
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Еще у входа в садик маленьких артистов охватил трепет. Многие школьники — выпускники «Пингвина». «А здесь лампочка перегорала... А я тут головой постоянно билась», — вспоминали ребята.
— Мы недаром сюда пришли. Школьники здесь росли, — рассказывает педагог дополнительного образования Светлана Анищик, — а потому им дорога встреча с садиком. Они будут по–особому стараться, воспринимать садовцев как своих младших товарищей. Так формируется связь между детьми, поколениями. А малыши, зная, что представление им покажут ребята из той школы, в которую они ходят на подготовку, тоже по–особому отнесутся к их выступлению, будут внимательнее.
Маленькие зрители в самом деле с азартом отгадывали загадки про осень, про ее дары, а потом, затаив дыхание, смотрели сказку про Серую шапочку. Серая шапочка — внучка Красной шапочки. Идя через лес к бабушке, она разбрасывала всюду бумажки и пакеты. Волк (праправнук того самого волка–людоеда из произведения Шарля Перро) попытался ее остановить: ему не хотелось, чтобы загрязняли лес, но вредная девчонка сказала, что нипочем не будет его слушать, и пригрозила охотниками. Но, как и полагается в любой сказке, все закончилось благополучно, и все поняли свои ошибки.
Еще школьники пели песни, читали стихи, а под конец раздали малышам памятки, чтобы те не забывали, что не нужно бросать бумажки мимо урн, оставлять мусор после отдыха на природе.
— Такие мероприятия очень нужны, — рассказывает учитель начальных классов Галина Булах, — во–первых, все дети, и большие, и маленькие, вспомнили в очередной раз, как себя вести, что от каждого из нас зависит, как будут выглядеть наши улицы, парки и скверы. Во–вторых, школьники приучаются к тому, что нужно помогать тем, кто младше, подсказывать, как себя вести, и словом, и собственным поведением.
— А мы в свою очередь обязательно будем разговаривать в группах о выступлении, — добавила Людмила Губарева, старший воспитатель. — Малыши, конечно, очень восприимчивы, но все–таки нужно, чтобы полученная информация у них закрепилась. Важно, чтобы они запомнили, и как беречь природу, и что со сценкой к ним пришли такие же дети, как и они, только постарше. Тогда дети и бумажку мимо урны не бросят, и так же своих младших товарищей будут опекать.
И учителя, и воспитатели признают: сегодня чуть ли не все дети обделены родительским вниманием в той или иной степени. Отсюда и отсутствие элементарных знаний, как вести себя дома, на улице, с товарищами, и эгоизм, и масса психологических проблем, перерастающих в проблемы развития. Педагоги стараются сделать все возможное, чтобы хоть как–то повлиять на ситуацию, и они могут немало рассказать о результатах своей работы, однако признаются: то, как человек будет относиться к природе и обществу, большей частью закладывается все–таки в семье